Маленькая экскурсия по удивительным местам православного Крыма.
Все достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них — множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.
Древнейший храм Крыма
Один из древнейших городов мира — Керчь: известно, что его
территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных
достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов
и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний
в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.
Храм
святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых,
между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного
Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических
катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим
христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно
доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на
крыше.
В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия
прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только
в 1990 году храм был передан Православной Церкви.
Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий
из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной
и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.
Россия, Крым, г. Керчь, Храм Иоанна Предтечи.
Храм в 400-х метрах над уровнем моря
Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению —
он возведен на отвесной скале и обращен алтарем не на восток, а в
сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со
стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для
морских путешественников.
Удивительна и история храма. Он был
построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17
октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел
с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона
так, что все успели выбраться.
В 30-е годы XX века церковь была
разграблена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем
для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны
в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах
Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева,
отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь
использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм
забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году,
а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.
Место почитания самого известного крымского святого
История собора Святой Троицы в Симферополе уникальна: в советские
годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском
полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую
известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни
святителю Луке (Войно-Ясенецкому).
Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась
Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что
большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933
году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был
упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя:
в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский
Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно
священномученики были причислены к лику местночтимых святых.
В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност,
врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный
Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем
и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца
жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не
оставлял медицинскую практику.
Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе,
в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был
учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом
музей святителя Луки.
Крымское чудо света
Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно
посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что
в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей
и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах
скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.
Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс
пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном
городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном
городе Бакла и другие.
Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне.
Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все:
известно, например, что многие татары получали исцеление от местного
святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время,
когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался
всего один насельник.
В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века
монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским
богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила
ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было
передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных
монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой
Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно
совершать богослужения.
В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из
Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от
них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем
здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время.
А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так
и его историческое место.
Настоятель
и насельники собственными руками заботливо украшают свой главный храм в
византийском стиле. С Божьей помощью им удалось освоить и наладить в
стенах своей обители совершенно уникальный, высокохудожественный и
подлинно народный промысел – бисероплетение. По специальной технологии
монахи плетут из бисера редкой красоты лампады, изящные разноцветные
крестики, всевозможную церковную утварь и православные сувениры. Среди
многочисленных лампад ручной работы не найдется и двух одинаковых,
каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По художественной концепции оформления сам главный храм Анастасиевского скита часто называют бисерным храмом.
Любимые места царской семьи
Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк —
более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей:
почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой
жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность
Российскому престолу Николай II.
Принятие присяги происходило в храме
Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще
при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал
панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн
Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла
православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются
девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы
Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария,
Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня
Елизавета Феодоровна.
При Николае II на месте старого дворца был
возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь
время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый
«Праздник Белого цветка».
Малый Ливайский дворец до разрушения
Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от
дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась
Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской
семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это
место известно своей тенистостью и прохладой.
Во время
прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в
окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы,
возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича,
и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига
Михаила.
Последняя фотография царской семьи Романовых в Ливадийском дворце. Слева направо: цесаревич Николай,великий князь Георгий,императрица Мария Фёдоровна,великая княжна Ольга, великий князь Михаил, великая княжна Ксения и император Александр III. Ливадия, Крым. Май 1893
Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира
На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого
города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых
значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими
пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.
Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи
христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес
проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его
служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были
направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты
местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь
воздвигнут храм.
Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма,
и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988
году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где
собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий
в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на
предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный
собор.
На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу
приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда
богатого и славного греческого города оставались лишь развалины.
По результатам современных археологических раскопок, в
Херсонесе обнаружили свыше пятидесяти храмов, которые относятся к V–XIV
векам. Это колыбель христианства для Руси. По легенде, именно здесь в
988 году был крещён киевский князь Владимир.
Владимирский собор, расположенный в Херсонесе, - великолепный памятник Крещению Руси.
Херсонес Таврический. Слева — памятник Святому апостолу Андрею, справа — Владимирский собор.
Верхний Храм Владимирского Собора
В Севастополе есть два Владимирских собора – один в
Херсонесе, на предполагаемом месте крещения князя Владимира (на фото),
другой находится в центре города и является храмом – усыпальницей
адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина. Здесь же находится
икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя,
служившего в этом храме (расстрелян в 1937 году). От проспекта Нахимова к
собору ведет длинная Синопская лестница..
Свято-Владимирский собор (усыпальница адмиралов)
Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины античного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины античного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
На берегу моря между двух каменных
стен висит большой медный колокол, отлитый в Таганроге в 1778 году из
турецких трофейных пушек. На нем изображены святые Николай и Фока —
покровители моряков. Во время Крымской войны вывезенный французами из
Севастополя, через 60 лет был обнаружен в соборе Парижской Богоматери.
Французский президент Пуанкаре, заинтересованный в улучшении отношений
между двумя странами, распорядился вернуть колокол в Севастополь. Его
благополучно доставили в Херсонес и подняли на звонницу рядом с
Владимирским собором. После ликвидации монастыря колокол был установлен
на берегу моря, чтобы предупреждать в тумане проходящие корабли о
близости прибрежных скал.
сборник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий