понедельник, 20 марта 2017 г.

Что мы знаем о народах Чукотки?

 

Что мы знаем о народах Крайнего Севера?


Полет стрелы
 
Луораветланы – «настоящие люди», так чукчи именуют себя сами. Они шутят, называя себя «потным народцем» и в подобном роде (но только между собой). Чукчи – это искаженное «чаучи» – оленеводы. Именно чаучей встретили казаки в тундре, не дойдя до их прямых и признанных родственников – анкальынов, приморских луораветланов. Но на самом деле трудно отыскать более воинственный и при этом неискоренимый народ, чем чукчи. Большая несправедливость, что мы сегодня не знаем об этом, хотя спартанское воспитание или индейские традиции во многом куда мягче и «гуманнее» подходов к подготовке будущих чукотских воинов.

Как и у индейцев, у чукчей суровое воспитание мальчиков начиналось примерно с шести лет. Спать с этого времени, кроме редких исключений, позволялось лишь стоя, опершись на полог яранги. При этом юный чукотский воин спал чутко: для этого взрослые подкрадывались к нему и обжигали то раскаленным металлом, то тлеющим концом палки. Маленькие воины (мальчиками как-то язык не поворачивается их назвать) в итоге начинали молниеносно реагировать на любой шорох…

Бегать приходилось за оленьими упряжками, а не ездить на санях, прыгать – с привязанными к ногам камнями. Лук был неизменным атрибутом: у чукчей вообще зрение – не в пример нашему, дальномер практически безупречен. Именно поэтому чукчей со Второй мировой войны охотно брали в снайперы. Была у чукчей и своя игра с мячом (из оленьей шерсти), сильно напоминавшая современный футбол (только играли они в эту игру задолго до англичан).

А еще любили здесь бороться. Борьба была специфической: на скользкой моржовой шкуре, дополнительно смазанной жиром, надо было не просто одолеть соперника, а кинуть его на острые кости, расставленные по краям. Это, мягко говоря, было опасно. Однако именно таким противостоянием уже взрослые юноши будут выяснять отношения со своими врагами, когда почти в каждом случае проигравшему грозит смерть от куда более длинных костей.

Путь во взрослую жизнь лежал для будущего воина через испытания. Так как ловкость ценилась этим народом особо, то и на «экзамене» делали ставку на нее да на внимательность. Отец посылал сына на какое-то задание, но не оно было главным. Отец незаметно выслеживал сына, и как только тот садился, терял бдительность или попросту превращался в «удобную мишень», в него тут же выпускалась стрела. Стреляли чукчи, как уже упоминалось выше, феноменально. Так что среагировать и уйти от «гостинца» было делом непростым. Пройти экзамен можно было лишь одним способом – выжить после него.

Ах да… Не стоит считать отцов такими уж жестокими: стреляя по сыну, глава семейства не смазывал наконечник ядом, так что ранение оставляло шансы выжить. На войне же без яда стрелы не летали…

Что мы знаем о народах Крайнего Севера?

Чукчи, не жалея жизней, защищали свои домашние очаги от соседних племен. И были в этом чрезвычайно изобретательны. Например, когда дело доходило до рукопашной, из задних рядов внезапно вылетали воины, проносились над головами противника и приземлялись у них в тылу. Врагу, зажатому с двух сторон, приходилось тяжело. Исследователи долго не могли понять, как чукчи это проделывали. По одной из версий, воин прыгал на древко копья, и оно, спружинив, его подбрасывало. Но улететь таким образом метров на двадцать, как это делали луораветланы, было невозможно. И все же тайну раскрыли. Оказывается, пружины для головокружительных прыжков чукчи в буквальном смысле выращивали. Опытный мастер находил молодую березку, обрезал ветки, а сам стволик начинал закручивать. Когда деревце вырастало выше двух метров, его срубали и приспосабливали для сражений. В отличие от ученых, племена, враждовавшие с чукчами, эту хитрость так и не разгадали. Поэтому на коряков и эскимосов «летающие» воины наводили священный ужас.

Шесть душ

Чукчи – прирожденные воины. Малочисленные и свирепые, они были настоящим ужасом для всех, кто жил в зоне досягаемости. Известным фактом является то, что отряд коряков – соседей чукчей, присоединившихся к Российской империи, насчитывавший полсотни человек, бросался врассыпную, если чукчей было хотя бы два десятка. И не смейте обвинять в трусости коряков: их женщины всегда имели с собой нож, чтобы при нападении чукчей убить детей и себя, лишь бы избежать рабства.

С коряками «настоящие люди» воевали одинаково: сначала были торги, где каждый неверный и просто неосторожный жест мог быть понят как сигнал к резне. Если погибали чукчи, то их товарищи объявляли обидчикам войну: вызывали тех на встречу в назначенном месте, стелили шкуру моржа, смазывали ее жиром… И, конечно же, вбивали по краям множество острых костей. Все как в детстве.

Если же чукчи шли в грабительские рейды, то они просто резали мужчин и брали в плен женщин. С пленными обращались достойно, но гордость не позволяла корякам сдаваться живыми.

Да и чукчи захватывать корякских мужчин живыми особо не старались: в плен их брали только тогда, когда надо было выпытать информацию. Если это случалось, пленному связывали руки за спиной и зажимали ладонью нос и рот, пока человек не терял сознания. После этого его приводили в чувство и повторяли процедуру. Деморализация была полной, даже «матерые волки» раскалывались.

Сами чукчи своей жизнью тоже не очень-то дорожили. Существуют записи очевидцев, которые это подтверждают. Например, был случай, когда у одного из северян сильно разболелся живот. К утру боль только усилилась, и воин попросил товарищей убить его. Те незамедлительно выполнили просьбу, даже не придав особого значения случившемуся.

Чукчи верили, что у каждого из них есть шесть душ, а каждая душа может оказаться в раю – «Вселенной предков». Но чтобы попасть туда, следовало или достойно погибнуть в бою, или быть убитым от руки близкого человека, или умереть своей смертью.

Последнее было слишком большой и редкой роскошью для суровой жизни, где на заботу других о твоей жизни уповать не стоило. Случалось, что проигравшие сражение чукчи, не пережив позора, без тени сомнений убивали друг друга. «Если я стал тебе оленем, то чего медлишь?» – говорили они победившему врагу, даже не думая просить пощады.

Что мы знаем о народах Крайнего Севера?

Древняя военная экипировка чукчей была своеобразной. Самая примечательная деталь – панцирь из толстой моржовой кожи. Ее нарезали ровными полосами, а затем сшивали в два слоя. На спину воину крепилось что-то вроде высокого щита. Впрочем, эта конструкция была очень тяжелой и выручала, лишь когда приходилось спасаться бегством, – щит прикрывал спину и голову от стрел. Поэтому многие чукчи относились к такой защите с презрением, считая ее символом трусости. А вот лук и стрелы имел при себе каждый луораветлан. Лук делали из березы и лиственницы, а на наконечники стрел шли клыки моржей. Правда, теперь гораздо популярней стала винтовка.

Живые трофеи

Чукчи вели торговлю со многими народами, однако наибольшее уважение в торговых делах они проявляли… к японцам. Именно у них чукчи закупали свои металлические латы, которые были точь-в-точь как у самураев.

А самураи восхищались мужеством и ловкостью чукчей: последние были единственными воинами, которые, согласно многочисленным исторически достоверным свидетельствам современников и очевидцев, могли не просто уклоняться от вражеских стрел, но и ловить их на лету, умудряясь кидать (руками!) обратно во вражеских воинов.

На американские и канадские земли чукчи не раз устраивали пиратские набеги. Хорошо известна история, когда они захватили на канадском побережье чернокожих рабынь. Быстро поняв, что это все же женщины, а не злые духи, чукчи забрали их себе в качестве наложниц.

Чукотские женщины не знают, что такое ревность, и потому восприняли подобный трофей мужей нормально. Правда, негритянкам запрещено было рожать, чукчи их считали «неполноценными людьми». Так и продержали чернокожих женщин до старости в наложницах.

Советская власть, решив нести огонь коммунистической идеологии и цивилизации в далекие чукотские яранги, радушного приема в их землях не получила. Попытка надавить на чукчей силой очень быстро окончилась неудачей: сначала все «красные» с близлежащих территорий наотрез отказывались воевать с чукчами, а потом смельчаки, прибывшие сюда издалека, стали пропадать отрядами, группами, лагерями. Обычно их так и не находили.

В итоге представители советской власти решили пойти испытанным путем подкупа. А чтобы чукчи не стали символом независимости, их просто-напросто превратили в фольклор. Так поступили с Чапаевым, сделав ставку на анекдоты про «Василия Ивановича и Петьку», переформатируя образ достаточно образованного, достойного человека в смешного и потешного. То же самое проделали и с чукчами, создав для целого народа анекдотический образ эдакого дикаря-недоумка.

А что изменилось сегодня? По большому счету – ничего. И пусть одни смеются над очередным анекдотом про чукчу, а другие восхищаются их удалью – настоящий Воин всегда бесконечно выше и тех и других. Воин идет сквозь время, игнорируя смерть и не сворачивая со своего пути. Сквозь века и трудности они идут дальше – Великие Воины Севера, о которых мы так мало знаем.


Что мы знаем о народах Крайнего Севера?


На севере в невероятно суровых погодных условиях живёт небольшая по численности этническая группа людей — эскимосы. Все знают, что они ходят в тёплых шубах, охотятся с помощью гарпунов… И на этом обычно познания и заканчиваются.

В изготовлении тёплой одежды эскимосам просто нет равных. В шубах, изготовленных ими, не страшен даже пятидесятиградусный мороз. Исторически так сложилось, что большинство мужчин промышляют охотой, поэтому кроме тёплой одежды, им требовалась и надёжная защита от клыков животных. Так родилась броня из костных пластин, соединённых между собой полосками кожи. Чаще всего для этой цели использовались моржовые клыки. Примечательно, что доспехи эскимосов и японских воинов внешне очень похожи.

Что мы знаем о народах Крайнего Севера?

 
Слово «эскимос» переводится как «сыроед» или «тот, кто поедает сырую рыбу» и местным населением воспринимается как пренебрежительное обращение с явно негативной окраской. Поэтому более правильным и тактичным будет называть эту народность «инуиты».

Целоваться на пятидесятиградусном морозе вещь не самая приятная – можно и примёрзнуть друг к дружке. Поэтому инуиты никогда не целуются, а просто трутся носами, обнюхивая кожу и волосы друг друга. Этот жест относится к интимным и практикуется только между близкими людьми. Его правильное название «куник».

Среди инуитов вегетарианцев нет, так как погодные условия явно не благоприятствуют выращиванию здесь овощей и фруктов. В рацион местных жителей входят различные виды мяса, начиная от птицы и заканчивая медвежатиной, водоросли и некоторые виды ягод. Такой рацион по идее должен был привезти к серьёзным проблемам со здоровьем, но нет. Здоровью местного населения можно только позавидовать.

Что мы знаем о народах Крайнего Севера?

Традиционно считается, что иглу (жилища, созданные изо льда и снега) имеют куполообразную форму, но на самом деле они бывают самых разнообразных форм и размеров. Так как «иглу» в переводе с языка местного населения переводится просто как «жилище».

У всех народов есть своя «страшилка» для детей, и эскимосы не стали исключением. Своих малышей они пугают Каллупиллуком. Согласно местным легендам это чудовище, которое обитает подо льдом и утаскивает в морские глубины людей, провалившихся в воду.

Что мы знаем о народах Крайнего Севера?


Среди эскимосов есть блондины. Первоначально учёные предполагали, что их предками были древние викинги, проплывавшие здесь когда-то давным-давно. Но исследования ДНК в 2003 году полностью развенчали эту теорию. Как оказалось, при кровосмешении между близким родственниками чаще всего рождаются белокурые детишки.

Попроси любого европейца подобрать синоним к слову «снег» и он ответит тебе максимум десятком слов. В то время как у эскимосов для этого вида осадков есть около 400 слов-описаний. Например, «акуилокок» — это тихопадающий снег, а «пиегнарток»- снежная погода, которая прекрасно подходит для охоты и.т.д.

В век огнестрельного оружия северные народы так и продолжают пользоваться для охоты инструментами, созданными из камня и костей животных.

Большинство инуитов живут за чертой бедности. Здесь очень высокий уровень безработицы, что привело к росту алкоголизма среди мужчин. Удивительно как в таких условиях этот народ сумел сохранить свою первобытную культуру и уклад жизни.

Что мы знаем о народах Крайнего Севера?
 
 
 

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Комментариев нет:

Отправить комментарий