Самый западный. Балтийская (Вислинская) коса
Многие знают, что огромнейшая территория России
простирается от Атлантического до Тихого океана. Да, побережья открытой
Атлантики у нас нет, однако мы имеем возможность прикоснуться к своим
водам в Чёрном, Азовском и Балтийском морях, которые принадлежат этому
океану. Ещё из учебника по географии России (как помню из школы) мы
заучивали, что крайней западной точкой является точка на границе между
Россией и Польшей, и находится эта точка на побережье, омываемом водами
Балтийского моря. А на деле оказалось, что это не просто "точка" на
карте, а побережье уникального творения природы — Вислинской косы,
северная часть которой находится в самом западном регионе России —
Калининградской области.
Практически все путеводители по Калининградской области одной из главных достопримечательностей региона отмечают Куршскую косу. Что это, мол, памятник природы, наследие Юнеско, национальный парк, да и просто уникальное место. Всё верно, но почему-то забывают рассказать ещё про один подобный, но по-своему уникальный объект - двойняшку Куршской косы — Вислинскую косу.
Зато если Вы захотите попасть на эту самую Вислинскую косу из
Калининграда и начнёте спрашивать прохожих, каким образом туда можно
попасть, то подавляющее большинство людей просто не поймут куда всё-таки
Вы хотите... И в общем-то это можно объяснить. Ведь даже популярные
поисковые системы и посещаемые энциклопедии при запросе "Вислинская
коса" перенаправят на совсем другое название — Балтийская коса. А дело
всё в том, что этот географический объект имеет двойное название: на
российской части — Балтийская коса, а на Польской — Вислинская. Кроме
того, в те времена, когда коса была территорией другого государства, то
она носила совсем иное название — Frische Nehrung, что с немецкого
дословно можно перевести как "свежая коса". Поэтому, чтобы никого не
обидеть, так и будем писать Балтийская (Вислинская) коса.
Местоположение. Балтийская (Вислинская) коса представляет собой узкую песчаную полоску суши, отделяющую Калининградский (Вислинский) залив от основной части акватории Балтийского моря (в пределах Гданьского залива). Длина косы составляет 65 км. Из них 28 км на юго-западе принадлежит Польше, а остальные находятся в Калининградской области России, причём, 26 км считается собственно косой, а ещё 11 в виде полуострова примыкают к материковой части суши. Обе эти части на севере косы разделяет пролив, соединяющий море с заливом.
Образование косы. Глубоко не вдаваясь в проблему образования (а для
учёных это проблема) Балтийской (Вислинской) косы, отмечу, что
существует несколько гипотез образования этого природного объекта. По
наиболее распространенной версии, коса образовалась в процессе
взаимодействия волновой деятельности моря и вдольбереговых течений,
которые взмучивают и перемещают песок со дна, а также ветра,
перемещающего песок на саму косу, образуя эоловые наносы в виде дюн.
Итак. Как же добраться до этого уникального места. С этого момента
начинает проясняться почему путеводители обходят Балтийскую (Вислинскую)
косу своим вниманием. Ехать нужно в самый западный город
Калининградской области — город Балтийск (который по праву можно считать
западными воротами России).
Балтийск до некоторого времени был закрытым городом для
посещения даже российскими гражданами. Потом сделали некоторое
послабление и можно было проехать по российскому паспорту. Как сейчас
ещё помню моё первое впечатление лет так 10 назад: едешь на рейсовом
автобусе, он останавливается на подступах к городу, заходит милая
бабушка и начинает проверять документы, или просто на входе в автобус
кричит: "Все русские?". Мы дружно отвечаем: "Все!". Едем дальше. Сейчас
уже такого нет, и КПП работает только в особых случаях. Однако вот
попасть на Балтийскую (Вислинскую) косу иностранным гражданам даже
сейчас (а сейчас в особенности) можно лишь по специальным пропускам.
Только так...
Коса от материка отделена проливом, который
образовался в самом начале XVI века, в результате бушевавшего шторма.
Этот пролив дал существенный толчок экономическому развитию,
расположенного близ него городу Пиллау. Сейчас пролив по какой-то
причине не имеет названия, но для его обозначения повсеместно в обиходе
используется Балтийский пролив (по названию города). Ширина его чуть
более 400 метров. Не очень широкий, и одна моя знакомая даже
перебиралась через него вплавь. Однако, тем кто на такое не решиться,
стоит воспользоваться паромом.
Паромная переправа накладывает свой отпечаток на жизнь людей,
проживающих на косе. Конечно на пароме можно переправиться самому, на
велосипеде или автомобиле, но всегда нужно подстраиваться под расписание
паромов, а они могут задерживаться или вообще не ходить. Такое
случается не часто, но всё-таки случается, например из-за погодных
капризов.
Про погоду стоит сказать отдельно. Здесь есть такая поговорка: "Не
нравиться погода? Подожди полчаса и она обязательно поменяется" (хотя я
подобную слышал и на других побережьях). Это действительно так, особенно
летом. Дождь, солнце, ветер (кому что нравиться) — всё это может
меняться в очень короткие промежутки времени.
Что же все-таки здесь уникального? Да сама коса. Представьте
себе сушу, поверхность которой полностью состоит из песка. Суша, которая
на западе омывается солёными водами моря, а на востоке — пресными
водами залива. Краснокнижные растения буквально преграждают путь.
Остатки немецкой военной инфраструктуры разбросаны по всему северу косы.
Кроме того, какой из курортов России может похвастаться настоящими
песчаными пляжами? А вот тут они действительно песчаные. Песчаные и
широкие.
Море. На самом деле здесь не совсем Балтийское море — Балтийскую
(Вислинскую) косу омывают воды Гданьского залива, который и есть часть
Балтийского моря (а собственно открытой Балтикой считается акватория
намного севернее — к северу от мыса Таран). Море здесь бывает всякое:
милое и ласковое (и даже тёплое, летом), а бывает так, что приходят
шторм за штормом. И тогда на берег лучше не выходить, ведь в это время
волны могут захлёстывать через весь пляж.
От штормового моря на Балтийской (Вислинской) косе защищают
естественные преграды — дюны. Дюны представляют собой песчаные валы,
образованные перевиваемым ветром песком. Но не смотря на то, что дюны
способны сдерживать натиск сурового моря, это очень уязвимая часть
ландшафта, и они легко разрушаются. Главной причиной разрушения дюн
является человек. Конечно никто здесь специально не копает песок
экскаваторами или даже лопатой, но достаточно лишь протоптать узенькую
тропку через вал, и поверхность дюн, сдерживаемая естественной
растительностью, начнёт постепенно разрушаться тем же ветром (который их
и создал) и морем.
Растительность косы тоже особенная. Очень тонкий почвенный слой,
образованный на песках, накладывает отпечаток и на растения. Из
древесных преобладают сосны, чёрная ольха, берёзы. Особенно интересны
сосны: близ морского побережья они низенькие и кривые, а возле залива их
высота существенно увеличивается, но благодаря сильным западным ветрам
практически везде эти деревья наклонены в сторону от моря. Вершины дюн
закреплены собачьим шиповником (ботаническое название — роза
морщинистая), фактически стелющемся по поверхности. Кроме того, здесь
произрастают несколько краснокнижных и редких видов: синеголовник
морской, льнянка лёзеля, ужовник и другие.
Есть ещё такой факт, что на морском побережье возникают
"блуждающие дюны", которые наступают на лес. Они появляются, когда песок
не закреплён травянистой и кустарниковой растительностью, и ветер
начинает перевивать его вглубь косы, а он завевает нижнюю часть леса и
деревья могут погибнуть. В истории косы существуют факты, когда дюны
достигали посёлков и засыпали дома. Ещё десятилетие назад этого не было,
а вот сейчас (в результате неконтролируемого туризма) дюны вновь
угрожают косе.
Животный мир представлен, в основном, птицами — бакланами, вездесущими чайками, утками, цаплями, есть и хищники — коршуны и сапсаны. Из зверья - лисы, кабаны, зайцы...
Что же находится на другой (восточной) стороне косы? А там берег
омывают воды залива. Залив этот, подобно самой косе, имеет двойное
название — российская часть носит название Калининградского залива, а
польская — Вислинского. Эта акватория представляет собой лагуну, бывшей
некогда эстуарием реки Вислы (отсюда и название), соединённой с морем
тем самым проливом на севере Балтийской (Вислинской) косы. На побережье
залива очень узкие пляжи, и порой высокие (до нескольких десятков
метров) отвесные обрывы.
Наиболее старинным сооружением, находящимся на Балтийской
(Вислинской) косе, является Западный форт, который находится на севере
морского побережья. Несмотря на всю историческую значимость этого форта,
внимание со стороны властей ему не перепадает и крепость разрушается —
всё больше после каждого проходящего шторма.
Северная часть косы побережья, обращенная к заливу, сильно
изменена человеком. Ещё в те времена, когда эта территория была в
составе Германии и являлась Восточной Пруссией, коса служила плацдармом
для немецкой гидроавиации — база Neutief (Нойтиф). Для этого была
создана соответствующая инфраструктура — слипы, ангары для самолётов,
взлётные и рулёжные полосы и т.п.
Вместе с сооружением инфраструктуры на суше немецкие инженеры спроектировали и построили специальную гавань для взлёта и посадки гидросамолётов. Её берега со всех сторон забетонированы, вход закрыт молами, а вся акватория защищена от ветра и волн. По периметру гидроавиационной гавани расположены ангары для самолётов, находится башня управления полётами.
Даже сейчас практически везде можно встретить следы войны: воронки от бомб в бетонных плитах, щербины на стенах домов от пуль, отработанные гильзы.
По окончании Великой отечественной войны территория осталась
милитаризированной и стала исправно служить нашей армии. Здесь также
базировались военные самолёты и инфраструктура совсем не простаивала.
Однако в 90-х годах воздушные войска покинули эту территорию, и сегодня
практически все сооружения находятся в свободном доступе. И на
полуразрушенных стенах некогда грандиозных строений соседствуют немецкие
и русские надписи… Мой друг, впервые попавший на косу и увидевший всё,
что осталось, сравнил это с ландшафтами "Сталкера".
В здании, расположенном рядом с башней управления полётами,
сегодня находится детско-юношеская парусно-спортивная школа, где ребята
практически всё лето занимаются в гидроавиационной гавани и в заливе.
Там же проводятся соревнования.
На севере Балтийской (Вислинской) косы сейчас находится посёлок с простым названием Коса — продолжатель немецкого Нойтифа.
Сейчас одни местные жители работают на той стороне пролива — на
материке (собственно и паромная переправа призвана, в основном,
обеспечивать доступ "косовских" к большой земле). Другие занимаются
рыбной ловлей, третьи сдают жильё приезжающим отдохнуть.
Летом на косе наступает туристический сезон. Туризм здесь имеет
практически дикий неконтролируемый характер. Десятки автомобилей (в
основном внедорожников и грузовиков) переправляются через пролив и
начинают расползаться по всей обеспеченной и необеспеченной дорогами
территории, с подъездами к морю и заливу.
С одной стороны, это не так уж и плохо когда можно отдыхать, сближаясь с
природой, а с другой стороны, эта самая природа (а с ней и коммунальные
службы небольшого посёлка) просто не способна переварить такое
количество людей на ограниченном пространстве, оставляющих после себя
мусор на месте стоянки и плохо пахнущие лесопосадки в отсутствие отхожих
мест.
Однако, коса — это отличное место для активного отдыха. По
значительной территории можно погонять на велосипеде (благо машин не
много), по заливу и в море пройти на яхте, на волнах покататься на
виндсёрфоре или кайтсёрфоре.
Находят себе здесь место парапланеристы, и даже скалолазы отрабатывают технику на полуразрушенных ангарах. Вот так-то…
В заключении хотелось бы сказать, что в месте, про которое я сегодня
написал, сочетаются уникальность его положения, природа и историческое
наследие. И пусть Балтийскую (Вислинскую) косу обходят путеводители, всё
же стоит сюда добраться и посмотреть самому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий