Для цыган свадьба – чуть ли не
самое важное событие в жизни семьи, и, поэтому, денег на нее не жалели.
Когда цыган гулял, то на все. А свадьбы у них по всем селам гремели. От
села к селу ездили, всех встречных вином поили. С музыкантами. Одевали
что есть лучшего, а нет, так у соседей занимали. Некоторые семьи
разорялись при свадьбе.
-
Невеста на цыганской свадьбе в таборе в городе Чудово.
Заключение брака при помощи сватовства было наиболее распространенным явлением у цыган. Наряду с этим существовали и другие. Цыгане могли засватать своих детей, когда те были еще грудными. Родители договаривались о том, что по достижении детьми определенного возраста состоится свадьба. Такая договоренность соблюдалась строго. Иногда цыгане сватали девочку лет 9-10, и, если родители девочки были согласны, то ее брали к себе и она жила у них до 13-15 лет, а затем устраивалась свадьба. Такие ранние браки были нужны, чтобы удержать подрастающее поколение в рамках традиционного образа жизни. Теперь, конечно, крайне редко можно увидеть молодоженов 14-15 лет. В последние годы брачный возраст варьируется в пределах 16-20 лет.
-
Жених
Сватовство проходило по строго регламентированному ритуалу. В жилище невесты приходили родители и родственники юноши; двое из них назывались сватами. Они-то и вели переговоры с родителями невесты. Невеста могла не знать о приходе сватов, но, если она и узнавала об этом заранее, то все равно никогда не присутствовала при этом до тех пор, пока ее не позовут. Если родители, в конце концов, соглашались, то звали невесту и спрашивали о ее желании, заранее зная, что дочь не пойдет против воли отца. Будущий свекор вешал девушке на шею золотую монету в знак того, что больше никто не должен к ней свататься. В случае, когда детей сватали еще грудными, отец мальчика также дарил золотую монету девочке, чтобы она носила ее, когда подрастет.
-
Накрытые столы на цыганской свадьбе в таборе.
У цыган была распространена и такая форма вступления в брак, как кража невесты. Это было вызвано, прежде всего, экономическими причинами – не было денег на свадьбу, или для уплаты выкупа. Но чаще к похищению прибегали, если родители не позволяли юноше и девушке вступить в брак.
Вообще, умыкание по взаимному договору или насильственные, не фиктивные похищения, предусмотрены обычаями цыган, но они вовсе не являлись господствующей формой заключения. Кроме того, сами цыгане этого не приветствуют. Исход таких побегов бывает двоякий: либо молодые так устроят побег, что их не догонят (тогда через некоторое время они возвращались в табор, где их принимали как мужа и жену). Если же юношу и девушку успевали догнать, развязка могла быть самой трагической.
-
Если за невесту выплачивается выкуп – это делается до свадьбы – во время или после обряда сватовства. Выкуп (у кэлдэраров – андо васт – буквально «в руку») – это и знак уважения семье жениха, и компенсация отцу невесты за то, что он лишается потенциальной добытчицы. Размеры выкупа определял во время сватовства отец невесты, руководствуясь степенью зажиточности семьи жениха.
-
Данный обычай усугублял подневольное положение женщины в новой семье. Родители мужа, заплатив золотом за невестку, считали себя полноправными ее хозяевами. Видимо, поэтому появился обычай возврата части выкупа в виде подарка молодым (застря). Это происходило на второй день свадьбы, когда гости преподносили дары молодым. Таким образом, родители старались облегчить жизнь дочери.
-
Расходы на свадьбу чаще всего брали на себя родственники жениха; иногда, по договоренности, делились пополам с родителями невесты. О приданом у цыган при сватовстве девушки вообще не упоминалось, однако, оно обязательно давалось – это были перины, подушки, одежда и золотые украшения. Но теперь это уже не постель или носильные вещи, а ключи от дома, где будут жить молодые (если родители невесты в состоянии это обеспечить), ключи от машины или золотые украшения.
-
Далее молодых провожали в спальню, в которой иногда могли остаться старые женщины. Это происходило в разгар свадебного застолья. Кульминацией свадьбы был вынос рубашки молодой на подносе, украшенном красными цветами. Гости пили за родителей невесты и благодарили за воспитание дочери, чем те очень гордились. Всем гостям вручали бумажные цветы или ленты красного цвета, которые прикалывали на одежду и к волосам; красный цвет – символ свадьбы. Если невеста была непорочна, гости преподносили молодым дары. Если нет (что было крайне редким явлением), ее родители возмещали все свадебные расходы.
-
В наше время очень часто бывает, что цыгане регистрируют брак в органах ЗАГСа только по необходимости. Если регистрация и происходит, то, как правило, она не вплетена в канву традиционной свадьбы. Это может быть за месяц до свадьбы или через неделю после нее. Регистрация брака до свадьбы отнюдь не означает, что жених и невеста фактически стали мужем и женой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий