Всегда считал, что символом Байкала
является, наряду с нерпой и омулем, что-то, связанное со словом
«баргузин». Будь-то соболь, ветер или хребет. Именно туда и прокладывал я
мысленно маршрут, когда собирался посетить Байкал.
Поселок Давша, где расположена
контора Баргузинского заповедника, представлялся самой манящей и
желанной точкой на Байкале. И каково же было мое удивление, когда
услышал от «байкальцев» фразу: «Кто на Ольхоне не бывал, тот Байкала не
видал».
И мы отправились на Ольхон – самый
большой остров Байкала, длиной около 73 км., шириной – до 15 км.
Добраться сюда из Иркутска можно на маршрутке, что такое для Восточной
Сибири 256 км. Доставку людей, техники, продовольствия на остров
осуществляют два парома. Один возит легковые автомобили и их владельцев,
другой – грузовые, но если на вахте знакомый, график и очередность,
немного «ломается». Но это не беда, т.к. плавание на пароме занимает
всего 20 минут, а ожидание своей очереди вполне скрасят многочисленные
сувенирные лавки.
Фото: Любови Астаповой |
В переводе с бурятского «Ольхон»
означает «немного лесистый». Действительно, лесов немного, дай Бог, 1/3
часть острова, да и та уменьшается с каждым годом из-за эрозии почвы
(пески наступают) и лесных пожаров. Не знаю как по-бурятски «улыбка», но
и такое название может острову подойти, учитывая, что на его долю
выпадает всего 48 пасмурных дней в году.
Недостаток влаги здесь ощущается на
каждом шагу. Пыль, дым лесных пожаров, высохшие мхи и лишайники,
пожалуй, никого из старожилов острова уже и не удивляют. Как и дорога
вглубь острова - чисто степная, с сусликами по обочинам.
Фото: Любови Астаповой |
«Степь, да степь кругом…», с видом на Малое море.
Фото: Любови Астаповой |
Даже в самых смелых снах не смог бы отнести подобный ландшафт к Восточной Сибири.
Фото: Любови Астаповой |
Дорога на г. Жима – самую высокую
точку острова, 1274 метра. Дороги здесь, в основном грунтовые и только
центральная трасса – с покрытием из щебня, но пригодна она, пожалуй, для
езды на УАЗах, желательно «буханках» с максимально-возможным радиусом
колеса. Вся другая техника – сплошь экстрим, как для техники, так и для
людей. Тому, кто все это выдержал, предстоит сдать еще один экзамен по
преодолению песчаных дюн. И с каждым годом песчаных «ловушек» становится
все больше и больше.
Фото: Любови Астаповой |
Трудно представить, что когда-то на этом месте была полноводная река и только остатки старой плотины свидетельствуют об этом.
Фото: Любови Астаповой |
Лиственница – поистине царица и
красавица этих мест. В солнечный, ясный день в хвойном лесу невозможно
надышаться. И приятный сюрприз – нет комаров и гнуса. Опять таки,
влияние островного засушливого климата.
Фото: Любови Астаповой |
Гостиничный бизнес, да продажа
сувениров, вот, пожалуй, две составляющие, на которых и «кормится»
немногочисленное местное население. Промышленности фактически на острове
нет, вся жизнь на привозном сырье. Но если с привозом все более или
менее отлажено, то с утилизацией отходов проблема. И проблема
животрепещущая.
Помойки забиты под крышу
полиэтиленовыми тюками с мусором, выбрасывать валом запрещено – сильными
ветрами все разносится на сотни метров вокруг, но и собранный мусор
вывозить «на материк» некому. Зарплата водителя «мусоровоза» 7 т.р. –
это не та должность, на которой работают «до гробовой доски».
И местные жители это прекрасно
понимают, коль в одном из поселков вывесили плакат: «ЗАСРЕМ Байкал –
федеральная программа для тех, у кого вместо головы ЖОПА. Возьми мусор с
собой».
Надо отдать должное волонтерам,
приезжающим сюда из различных регионов, но большей частью из Иркутска,
чтобы помочь и санитарными проблемами и в борьбе с лесными пожарами. К
сожалению, с каждым годом нагрузка на них возрастает, что напрямую
связано с развитием туризма.
Фото: Любови Астаповой |
А здесь есть, что посмотреть. К
памятникам Природы Иркутской области отнесены: эоловые формы рельефа
урочища «Песчанка», реликтовый ельник возрастом 200 лет, расположенный у
подножия горы Жима (от бурятского эжен – «хозяин»), мыс Саган-Хушун
(«Белый мыс»), мыс Хобой («коренной зуб») и другие
достопримечательности.
Фото: Любови Астаповой |
Мыс Саган-Хушун. Второе его название «Три брата».
Фото: Любови Астаповой |
Красные лишайники – визитная «карточка» скал.
Фото: Любови Астаповой |
Вид на Малое море.
Фото: Любови Астаповой |
Странно было под лучами палящего солнца встретить цветущие растения.
Фото: Любови Астаповой |
Ольхонское разнотравье.
Фото: Любови Астаповой |
Манящая даль Ольхона в дымке лесного пожара.
Фото: Любови Астаповой |
Шаманство, буддизм – составляющие
Бурятии, которой принадлежит, пожалуй, большая часть Байкала. События
последних лет показали, сколь бездумно на «заре становления и развития»
Советской власти раздавались русские земли. Остается надеяться, что
здесь благоразумие восторжествует, но «ухо надо держать востро», т.к.
китайские туристы все чаще начинают говорить о бурятах, как об
этнических китайцах и пока полушутя называть эти земли своими.
Фото: Любови Астаповой |
Фрагмент мыса Хобой - «окно
шаманов». Здесь же расположена площадка для проведения шаманских обрядов
– таймаганов. Говорят, что в ясную погоду с самой высокой точки мыса
Хобой можно увидеть Баргузинский хребет, до которого отсюда около сорока
километров. Увы, нам не повезло, дымка таежного пожара лишила нас такой
возможности, но ощутить знаменитый ветер-«баргузин» нам все же удалось.
Упругий, дующий с северо-востока с
постоянной силой ветер, в этот жаркий день казался нам ласковым и
любящим и, естественно, никаких раскатов бури из знаменитой песни мы не
слышали. Мыс Хобой притягивает к себе не только потому, что это крайняя,
северная точка острова.
Он – пересечение, что по вертикали,
что по горизонтали всего Байкала. Это его сердцевина. И именно здесь
ощущаешь все величие и мощь «славного моря, священного Байкала»,
воспетого в песнях, сказаниях и преданиях наших предков, завещавших
беречь его, как «зеницу ока». Второго такого в мире нет, давайте не
будем об этом забывать.
Фото: Любови Астаповой |
Завершая знакомство с островом, грех
не совершить морскую, вечернюю прогулку, благо, что есть несколько
пароходиков, совершающих двухчасовые рейсы от поселка Хужир – столицы
Ольхона вдоль острова.
Фото: Любови Астаповой |
«Славное море - священный Байкал».
На обратном пути, говоря Сибири – до свидания, в Иркутске обязательно нужно зайти в знаменитый квартал №130 (надеюсь, что со временем иркутяне придумают ему более поэтичное название). Гурманов приглашаю в уютную пивоварню при «Купеческом дворе», ничуть не уступающую подобным заведениям Праги или Берлина, для дегустации блюд таежной кухни. В частности, пельменей по таежному с печенью и папоротником, пирогов с черемухой и т.п.
Ну и, естественно, еще раз
поклонившись на удачу, легендарному Бабру, несущему в пасти соболя –
символу Иркутска, можно отправляться в аэропорт. Иркутский аэропорт, в
своем роде, уникален. Он небольшой, но, естественно, уютный, а главное,
что здесь можно приобрести все те сувениры, рыбу, опять таки, на любой
каприз, и все это порой дешевле, чем мы накупили в той же Листвянке или
Слюдянке. Пройдя по торговым точкам аэропорта, я поймал себя на мысли,
что еще один круг и моя ручная кладь превратится в багаж. Так что
путешествуйте налегке, наш Вам совет.
Самолет набирает высоту, под крылом
необъятная Сибирь-матушка и вспоминаются пророческие слова М.В.
Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью…». Прошлое
России своей историей это подтверждает, а что в будущем… Дай-то, Бог,
дай-то Бог…
Алексей Астапов
Комментариев нет:
Отправить комментарий