Круизный отдых в СССР
Несмотря на железный занавес, в Советском Союзе все же были ниши, в
которые вход иностранцам не был запрещен. Одной из таких ниш были
морские круизы на советских теплоходах. Граждане СССР тоже были не
обделены благами цивилизации: избранные могли отправиться в круиз, чтобы
хотя бы ненадолго пожить «заграничной жизнью»…
Перед вами - фотографии из буклетов 70-80-х годов, рекламирующих
круизный отдых, некий подвид западной жизни на советских круизных
суднах.
Во времена СССР, когда поездка за рубеж была большой редкостью и
символом невероятного престижа, круизы пользовались огромной
популярностью среди советских граждан. Конечно же, в основном это
касалось не морских круизов, а речных — в первую очередь по Волге и ее
притокам.
Такие круизы пользовались огромной популярностью среди граждан СССР,
поскольку путевки распространялись через профсоюзные организации и
доставались работникам крупных предприятий значительно дешевле реальной
стоимости, всего за 30%. Иногда скидки достигали 90-95%. Остальную сумму
доплачивали профсоюзы и государство.
По очень большому блату или (за особые достижения в труде) по
профсоюзной линии можно было приобрести путевку на морской круиз — по
Черному и Средиземному морям. Именно в такой круиз посчастливилось
попасть герою Юрия Никулина из всеми любимого фильма «Бриллиантовая
рука». Обласканные судьбой счастливчики могли даже попасть в морские
путешествия вокруг Японии и вдоль побережья Западной Африки.
Выбор капиталистических стран для турпоездки был небольшим: ежегодно
отправлялось несколько групп в Финляндию, особо избранные — в морской
круиз «Вокруг Европы» или «По Средиземному морю», туристы попроще — в
круиз «По Дунаю», одну-две группы в год направляли во Францию или в
Англию, Австрию, Канаду, США. Иногда были экзотические туры: например, в
1961 г. — «По странам Африки», в 1962 г. — Индия, в 1969 г. — «Тунис,
Алжир, Куба», в 1972 г. — круиз вокруг Японии.
Стоимость путевок была разной. Круиз вокруг Европы на одном из самых
комфортабельных в то время лайнеров «Шота Руставели» обходился в 500-800
рублей (в зависимости от класса каюты). Круиз вокруг Западной Африки на
теплоходе «Башкирия» стоил от 600 до 827 рублей плюс дорога до Одессы и
покупка валюты на 24 рубля.
Так выглядела стандартная каюта на советском круизном теплоходе.
История советского морского туризма началась в 1957 году, когда
«Интурист» арендовал два судна — «Победу» и «Грузию», на которых и
осуществлялись морские путешествия вокруг Европы и Одессы в Ленинград.
Кстати, именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая
рука» — в ней судно выступало как «Михаил Светлов».
В 50-е теплоход «Петр Первый» начал проводить черноморские круизы
для туристов из соцстран. На фото: немецкие отдыхающие на теплоходе
«Белоруссия».
Для иностранных туристов во время таких круизов была подготовлена серьезная культурная и экскурсионная программа.
Монополист на советском туристическом рынке «Интурист» занимался
организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и
речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан
— на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для
охоты.
В целях рекламы туристских поездок в Советский Союз «Интурист»
издавал туристские проспекты, буклеты, плакаты, рекламные туристские
фильмы, проводил рекламу по радио и телевидению, а также и через
советскую и иностранную прессу.
С 1956 по 1985 год СССР посетило более 70 млн иностранцев из 162 стран, хотя не все приезжали как туристы.
Ниже расценки на морские путешествия 1986 года и сканы буклетов этих теплоходов
"
Аджария " " Башкирия ". Самые простенькие. Круговой круиз Одесса —
Александрия — Одесса ( Варна, Стамбул, Пирей ) 955 рублей в люксе и 340
рублей в туристическом классе (рубли инвалютные).
"
Белоруссия " - 1390 рублей круговой круиз в люксе (Стамбул, Пирей,
Генуя, Барселона, Мальта, Марсель) - 765 рублей в 5 классе (рубли
инвалютные).
"Лев
Толстой" - 1410 рублей в люксе ( Алжир, Тунис, Неаполь и т.д ) 755
рублей в 5 классе, фотографии с «Шостаковича» (они однотипные )
Нижние 3 фотографии с теплохода " Одесса ".
Если нет таких денег, то на «Комете» — 4 рубля до Херсона…
Комментариев нет:
Отправить комментарий