В преданиях ненцев часто упоминается таинственный
народ сиртя, обитавший на полуострове Ямал и в Большеземельской тундре.
Исследования этонграфов сейчас всё-таки подтверждают тот факт, что в
средние века на территории Крайнего Севера рядом с югрой, самоядью и
печерой существовал-таки некий народ, следы которого впоследствии
затерялись.
В «Повести временных лет» есть интересный отрывок, в
котором рассказывается о том, что югры совершали товарообмен с неким
народом, язык которого им был непонятен. «Югра же рекоша отроку моему:
дивно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет…», «…и секут
гору, хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде
молвят, и есть не разумети языку их…». Ненецкие легенды рассказывают о
народе, образ жизни которых существенно отличался от их собственного,
впоследствии этот народ «ушёл под землю». В северных преданиях
говорится, что представители народа сиртя (сииртя, сихиртя, сирчи) жили в
тундре до тех пор, пока туда не пришли ненцы. У сиртя были белые глаза,
маленький рост, и жили они в песчаных сопках.
На поверхность земли выходили ночами и в туман, а под
землей пасли мамонтов, были отличными мастерами кузнечного дела и
хорошими воинами. Такими же характеристиками наделяли и загадочную чудь
белоглазуюю, и очень похоже, что сиртя и чудь – в самом деле были одним
и тем же народом. Не опираясь исключительно на устные и письменные
источники, учёные старались найти вещественные подтверждения
существования чуди-сиртя, и найденные археологические памятники севера
не разочаровали исследователей. Например, в записях академика И.
Лепехина (1805г. стр 203), говорится о том, что в Мезенском округе
имеется большое количество заброшенных жилищ неведомого народа.
Встречаются такие «хижины» вблизи рек и озер, в тундре, но есть и такие,
которые сделаны в холмах или горах. Вместо дверей в них - отверстия, а
внутри самого помещения находится печь и фрагменты изделий из глины, меди и железа.
В 1837 г. А.Шренк, совершая поездку по Большеземельской тундре,
обнаружил в низовье р. Коротаихи «чудские пещеры». Он же записал и
предания ненцев о сиртя, которые занимались охотой и рыболовством, а
потом скрылись навсегда под нашу планету.
Мессионер Вениамин (1855 г.) также упоминает о чудских
земляных пещерах, и место, где они находились, самоеды именовали
«Сирте-ся».
В 30-е годы прошлого века В.Н. Чернецов, будучи на Ямале,
собирал предания о сиртя, а также нашёл остатки древней культуры, скорее
всего, не принадлежавшей ненцам. Сами ненцы говорили, что сиртя можно
было встретить на Северном Ямале ещё 5-6 поколений тому, и ненцы и сиртя
даже вступали в браки, а затем они вовсе исчезли.
Поклонялись сиртя своим языческим богам, деревянные
личины которых, вырезанные из дерева, были найдены в местах их
поселений. Сиртя – чудь были аборигенами севера, и, как уже упоминалось,
жили на этой территории задолго до прихода ненцев. Однако в истории
есть ещё немало белых пятен, и некоторые старинные документы, долго
хранившиеся в забвении, коренным образом переворачивают наши устойчивые
представления об отношениях разных народов в древности. Один из таких
документов – дневник монаха Поликарпа, повествующий о путешествии на
Крайний Север с миссионерской целью христиан. К сожалению, оригинал
дневника в годы революции был утерян, а вот копия, снятая принцем А.П.
Ольденбургским, сохранилась.
Сам свиток с повествованием, спрятанный в
цисте-сосуде, был найден в Киево-Печерской Лавре в 1889 г., когда там
велись земляные работы.
В нём монах писал о том, как отряд из
христиан был послан на север обратить в истинную веру народ чуди, после
того, как на Белоозере чудские волхвы лишили жизни женщин, заподозрив их
в «ворожбе», (этот случай зафиксирован в Начальной летописи 1071 г. ).
Восемь
ратных людей и монах Поликарп пошли мимо Белоозера на Север, но по
дороге на них напали чудские воины, и уцелевших четырех человек, в числе
которых был и монах, взяли в плен. Жилось пленным сносно, вот только
чудские волхвы старались склонить христиан на сторону своих богов,
убеждая их в его силе. По прошествии некоторого времени люди
остановились на берегу «великого моря-окияна».
После того, как настала зима и вода замёрзла, уже трех
пленных (один отрекся от веры и остался жить с женщиной в поселении)
повели далее в полуночный край к капищу Темного Властелина. Везли
поклажу, как водится, на собаках. Среди вещей, которые везла чудь, был
один ларец к которому христианам нельзя было прикасаться.
Однако
Поликарп пишет, что после тяжелого дня похода путников усаживали рядом с
этим «ковчегом нечистого», и чудесным образом силы их
восстанавливались, а короткого времени для сна вполне хватало, чтобы
отдохнуть. Что это был за груз – так и осталось тайной.
Питались
люди смесью жира и мяса, а также жевали соленую сушеную траву - видимо,
морские водоросли, которыми спасались от цинги. По пути Поликарп и его
спутники видели необычное для них зрелище - северное сияние, а на
полпути (спустя месяц), остановились у волхвов-отшельников, которые
помогали тем путникам, кто шёл к Тёмному властелину. Волхвы занимались
рыбной ловлей и охотой на морского зверя (опять - таки наводит на
аналогию с сиртя, которые в отличие от оленеводов-ненцев занимались
морским промыслом и охотой на диких оленей).
Здесь ещё один путник Поликарпа принял чужую веру и
остался у волхвов. Спустя почти два месяца произошла долгожданная
встреча чуди с Темным Властелином. Оказалось, что Властелин – не
человек, а название архипелага, и здесь жили те, кто решил остаться на
нём навсегда. Спускаться к острову Поликарпу и его спутникам пришлось по
громадной каменной лестнице, ступени в которой были в половину
человеческого роста. (Учёные высказали предположение, что громадная
лестница некогда была изготовлена расой исполинов, о которой
неоднократно упоминается в древнейших мифах разных народов).
Хотя спуститься можно было и рядом (собаки спускались
именно так), но люди обязательно должны были преодолеть все ступени.
Наконец путники оказались у пещеры, вокруг которой на скалах были
высечены изображения «гадов и рыб», рядом стояли каменные деревья, с
листьями и плодами. Спустившихся в пещеру людей встретили волхвы в белом
одеянии, они рассказали, что приходят сюда набираться сил и мудрости,
чтобы затем служить народам чуди. Выходить на поверхность никому не
запрещается. Также волхвы поведали, что под землёй есть поля и дома, и
те, кто решит остаться здесь, породнится с народом Темного Властелина.
Последний оставшийся с Поликарпом христианин остался на острове, а
верный христианству Поликарп вместе с волхвами пустился в обратный путь.
Попытки найти странную землю предпринимались в конце
XIX- начале XXв. В1889г. организована русская экспедиция в Заполярье под
предводительством барона Э.Толлля. Путешествуя более двух лет, её
участники обследовали неизвестные ранее земли, однако таинственного
острова обнаружить так и не удалось. Вторая экспедиция, в состав которой
снова вошёл Толль, астроном-магнитолог Зиберт и якуты-промышленники,
начала свой путь по поискам «теплой земли» в 1902 году. К сожалению,
экспедиция пропала. Известно, что барон Толль был вдохновлён идеей
отыскать на севере и пропавшую Атлантиду, ведь вполне могло оказаться,
что Темный Властелин – остаток древней цивилизации атлантов.
Предания о таинственном народе, похожие на описания
монаха Поликарпа, встречаются на Русском Севере, и в годы войны немецкое
«Аненербе» проявляло удивительно пристальное внимание к подобной теме
на этой территории.
Что же касается исчезнувшей Атлантиды, вполне вероятно, что она таки погребена подо льдами Антарктиды.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий