Палаты угличских князей (XVв.).
"Исключительным
памятником архитектуры Углича являются Палаты местных удельных князей,
одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Они
входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в
кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом.
Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 г. находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х гг. дворец становится каменным.
Княжеский дворец Углича имеет давнюю историю. Впервые он появился, вероятно, в начале XIII века, когда Углич достался князю Константину Всеволодовичу или Владимиру Константиновичу. В этих деревянных дворцах жили местные князья, бывали Юрий Звенигородский, Димитрий Шемяка, во время ссылки в 1446 г. находился великий князь Василий Темный, заключивший в стенах дворца перемирие с Шемякой. Но только при Андрее Большом примерно в 1480-х гг. дворец становится каменным.
Это было исключительным событием в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, и к тому же каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских. Был создан сложный комплекс зданий. Его облик сейчас трудно представить, но можно попытаться сделать это на основе проведенных археологических раскопок.
Основные здания ансамбля – Спасо-Преображенский собор и сохранившиеся Палаты – стояли по сторонам широкого внутреннего двора, который с севера замыкал протяженный корпус. Рядом с собором он включал башнеобразное здание, похожее на Палаты. Потом среди помещений был внутренний двор, в который с площади вели двойные ворота. За ним переход на закругленных столбах, под которым находился проезд к средней крепостной башне. К востоку от Палат стояла древняя Константиноеленинская церковь.
Вероятно, эти здания имели каменные подклеты (остатки которых сохранились) и местами деревянные верхние этажи. Они, наверно, поражали яркостью, разнообразием полукрепостной архитектуры, живописным чередованием объемов, высоких кровель.
После опалы и гибели Андрея в течение XVI века тут жили угличские князья и наместники, а с 1584 по 1591 гг. – царевич Димитрий, последний отпрыск правящей династии, после смерти Ивана Грозного со всей родней и большой свитой отправленный в Углич.
После гибели царевича во дворце жил шведский принц Густав, сын короля Эрика IV. Как рассказывают легенды, он предавался тайным занятиям – чернокнижию, алхимии, к тому же мог врачевать людей.
Во время разгрома Углича поляками, дворец, как и собор, стал последним убежищем для горожан (сказались его мощные каменные стены и крепостной характер). Ворвавшиеся враги, как сообщается в летописях, перебили жителей, кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов. Потом дворец был сожжен. Его развалины разрушались в течение всего XVII века. Затем их разобрали на кирпич для строительства нового Спасо-Преображенского собора.
Только Палаты – парадная и главная часть дворца – чудом уцелели. Видно, сказались лучшая сохранность и память угличан славного удельного прошлого. По легенде мастера трижды поднимались на стены Палат, чтобы отбивать кирпич, но какая-то сила сбрасывала их вниз, и они в страхе прекратили работу, решив сохранить Палаты.
В XVIII веке на обветшавшее здание сделали новую кровлю, а в начале следующего столетия стараниями угличского купца А.В. Кожевникова оно было отремонтировано и тем спасено от гибели. К Палатам пристроили каменное крыльцо, окружили оградой на колоннах, а верхний этаж, служивший тронным залом или княжескими сенями, украсили росписями. Спустя еще сто лет, в 1890-1892 гг., к трехсотлетию гибели царевича Димитрия по инициативе горожан Палаты отреставрировали по проекту архитектора Н.В. Султанова, и в них в 1892 г. был открыт музей. Такова вкратце история здания.
Что же представляют собой древние княжеские палаты? Это большое квадратное в плане башнеобразное здание, внутри разделенное на три этажа. Нижний – сводчатый подклет, который почти ушел в землю. Второй разделен на несколько помещений, а верхний представляет собой просторный зал. При реставрации его перекрыли крестовым сводом и украсили новыми орнаментальными росписями. На южной стене сохранился единственный свидетель прошлого – образ Спаса Нерукотворного, видимо, имеющий отношение к росписям, украшавшим Палаты во времена Андрея Большого. Снаружи стены здания прорезаны узкими окнами и дверными проемами с коваными створками. Над простой лишенной декора плоскостью стен поднимается богато орнаментированная верхняя часть, начинающаяся с поясков-бровок над каждым окном. Потом идут четыре щипца, завершающие каждый фасад и служащие основанием для крутой восьмискатной кровли. По их плоскостям протянулись пояски декора – поребрика, бегунка, орнаментальных керамических плит и балясин, имитирующих детали из белого камня.
Правда, понять облик здания нам мешают последствия не столь удачной реставрации, выразившейся не только в восстановлении, но и перестройке, украшении здания, в соответствии со вкусами конца XIX века и только появлявшимися правилами научной реставрации. Так, к зданию с северной стороны было пристроено новое крыльцо, стилизованное под памятники XVII века, крышу покрыли медью и украсили чугунными решетками и подзорами, старые балясины и плиты заменили копиями, которые выполнены слишком сухо. И самое главное – со стен была соскоблена древняя тонкая штукатурка, придававшая зданию строгость и благородство. Оно оказалось оформленным в «кирпичном» стиле. Это нарушило восприятие всех объемов и деталей, которые в основном были восстановлены удачно. Но, так или иначе, здание уцелело, ему не позволили развалиться, и вот уже более ста лет оно радует глаз, являясь не только памятником архитектуры, но и памятником патриотизма, рвения горожан, у которых нам стоит поучиться. Все созданные ими, было выполнено с большим искусством и любовью и тоже стало достоянием истории, неотторжимым от облика Палат, в которых соединились удельное время, когда Углич был важным и крупным городом, и время расцвета, возрождения его культуры, когда столько было сделано для сохранения памяти о прошлом."
Цитируется по: Лиуконен Е.А. Ансамбль Угличского кремля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий