Якутия мистическая: Шаманские войны
В
дореволюционные времена шаманов в Якутии было очень много – практически
в каждом селе имелся какой-никакой колдун, избавлявший земляков от
разного рода хворей и прочих напастей. Однако с приходом к власти
большевиков началось повсеместное насаждение атеизма и борьба с
неугодными режиму знахарями, в результате чего число шаманов в Якутии
сильно уменьшилось.
Какими бывают якутские шаманы
По
уровню своей силы якутские колдуны делятся на мелких, средних и
великих. При этом одни являются потомками древних шаманских династий,
другие не имеют в роду колдунов и получают мистические способности
спонтанно. За всю историю Якутии мелких шаманов здесь было огромное
множество, средних – куда меньше, а великих – совсем мало.
К слову, только великий шаман может напрямую говорить с верховным божеством якутского пантеона, имя которого – Юрюнг Аар Тойон.
Кроме
того, якутские колдуны бывают белыми (нехищными) и черными (хищными).
Единственное различие между ними состоит в том, что белые шаманы
предпочитают не использовать свою силу против обычных людей, в то время
как черные не придерживаются подобного морального кодекса. Зато между
собой и те и другие во все времена конфликтовали будь здоров. Особенно
впечатляюще это получалось у великих шаманов, которые без передышки вели
друг с другом междоусобицы, насылая на своих противников порчи и
проклятия.
Примечательно, что женщины-шаманки,
которых называют удаганшами, на голову превосходят своих «коллег»
мужского пола. Вообще женщины в Якутии очень редко становятся
колдуньями, но уж если становятся, то, как правило, великими или на
худой конец средними. Самым могущественным шаманом в якутской истории
считается, кстати, удаганша Алысардах. Эта суровая дама еще в молодые
годы отправила к праотцам добрую половину великих шаманов, которым не
посчастливилось жить в одно время с ней. Другую половину Алысардах
пощадила разве только для того, чтобы они «помнили и боялись».
Инициация шамана
Чтобы
донести до читателя всю серьезность якутского шаманства, следует
рассказать о том, как люди, собственно, становятся колдунами. Обычно это
случается в детстве, чаще всего в начале полового созревания человека.
Например,
с великим шаманом Тогустаахом из Усть-Алданского улуса это произошло в
девятилетнем возрасте. Родители мальчика ушли днем из дома, и ребенок
остался там один.
Неожиданно во дворе послышался топот копыт, причем
настолько сильный, словно прискакала целая конная армия. Ребенок в ужасе
забился под кровать, стоявшую возле стены, и затаил дыхание…
Топот
прекратился, после чего кто–то большой и тяжелый спрыгнул на землю и
зашагал от коновязи в сторону дома. Судя по звукам, он шел не к двери, а
прямо к стене, за которой под кроватью притаился мальчик. Когда шаги
приблизились вплотную, ребенок услышал над собой голос, мало похожий на
человеческий: «Так вот ты где! Наконец-то наши девятилетние поиски
окончены!» Вслед за этим мальчик потерял создание.
Когда
родители вернулись обратно, то нашли своего сына лежащим на полу в
сильной горячке и бреду. Ребенка уложили в постель, и отец, как водится,
сразу поспешил к деревенскому шаману. Тот пришел, осмотрел мальчика - и
сразу все понял. Он строго-настрого наказал родителям не трогать сына и
лишь периодически поить его водой. Колдун сказал, что душа ребенка
находится сейчас далеко в межмирье, где высшие силы совершают над ней
сложный обряд посвящения в шаманы.
Считается, что в
таких случаях дух-посланник сопровождает душу избранного в одно из
священных якутских мест, где ее подвергают так называемому
«расчленению». Неизвестно, что именно случилось с Тогустаахом, но один
средний шаман, которому в свое время тоже пришлось перенести
«расчленение», подробно описал этот малоприятный процесс.
…Будучи
мальчишкой, он пас на лугу телят и вдруг заметил, как во вспышках
молний буквально из ниоткуда появилось громадное дерево. На дереве
сидела какая-то необычная птица и неотрывно глядела на маленького
пастуха. Под тяжестью ее взгляда мальчик как будто провалился куда-то.
Позже взрослые нашли его на лугу без сознания, и три месяца ребенок
пролежал в кровати, не приходя в себя.
Впоследствии
шаман рассказал, что после встречи с птицей он очутился на вершине
высокой горы, которую огибала бурная речка. Не в силах пошевелиться, он
просто лежал на земле и смотрел в небо. Вскоре к мальчику вразвалку
подошел некто огромный, с медвежьей головой. В руках у великана были
топор и копье, которое он воткнул тупым концом в землю. Затем взял
топор, отрубил мальчику голову и насадил ее на копье так, чтобы голова
видела все, что происходит с телом. Больно расчленяемому не было.
Гигант
принялся рубить обезглавленное тело на куски, и продолжалось это многие
часы. Когда он закончил, с неба спустились три существа, похожие на
крупных птиц с человеческими лицами. Они рассортировали кровавые куски
на три кучки и исчезли.
Затем с севера, запада и юга
поочередно приплыли три тучи, из которых всякий раз появлялись какие-то
демонические твари. Они опускались на вершину горы и с удовольствием
поглощали детскую плоть (каждой стае досталось по кучке), а потом
отрыгивали ее обратно на землю и улетали.
Стоило
этому немыслимому пиршеству завершиться, как птицы с человеческими
лицами появились вновь и принялись собирать тело мальчика воедино,
скрепляя мясо, кости и кожу собственной слюной. Когда они закончили,
медведеголовый великан снял отрубленную голову с копья и приложил ее к
туловищу. Одна из птиц облизала шею мальчика, и его голова срослась с
телом.
«Отныне ты свободен! Поднимись, шаман,
созданный по высшему замыслу и помазанный севером!» – торжественно
произнес кто-то, и ребенок очнулся в родительском доме.
Шаман
объясняет случившееся с ним следующим образом. Его астральное тело было
расщеплено на множество частей, треть которых оказалась повязанной с
духами севера, треть – с духами запада и треть – с духами юга. Поскольку
инициация происходила на севере Якутии, шамана помазали севером.
Полакомившиеся астральным телом будущего колдуна, духи впоследствии
всегда покровительствовали ему и выполняли его волю, помогая в том числе
бороться с другими колдунами.
Что касается великих шаманов, то их инициация длится еще дольше, поскольку на угощение слетаются четыре стаи духов – со всех сторон света.
Как великая шаманка расправлялась с врагами
Уже
упомянутая нами великая шаманка Алысардах совершала при жизни
невообразимые вещи. Простым людям она больше всего запомнилась двумя
своими умениями: избавляться от врагов и проучивать тех, кто в открытую
сомневался в ее способностях. Мы приведем здесь две истории, которые
прекрасно это иллюстрируют.
К
слову, современники описывали Алысардах как самую обычную женщину,
молодую и привлекательную. Великая удаганша не отличалась ни
демоническими чертами лица, ни высоким ростом, ни крепким телосложением.
Напротив, в глазах земляков она выглядела хрупкой и беззащитной…
Был
у нашей героини заклятый враг по имени Олесь, тоже великий шаман,
живший в соседнем районе. Противостояние между ними длилось долго и было
относительно вялым - до тех пор, пока Олесь здорово не разозлил
Алысардах и она, несмотря на всю свою невозмутимость, обиделась на него
по-черному. Что именно случилось между двумя великими шаманами, история
умалчивает, но удаганша поклялась в то же лето свести своего обидчика в
могилу.
Прознав об этом, Олесь занял оборонительную
позицию. Все лето он почти не выходил из своего дома и постоянно
проводил там защитные обряды. Расчет колдуна был таков: если Алысардах
не выполнит свое обещание, то будет опозорена и вряд ли повторно захочет
погубить его.
В один из жарких дней Олесь все же
покинул свое убежище и отправился с родными покосить траву и искупаться в
реке. Вдруг он заметил далеко на горизонте одинокое облачко
неприятного, ржавого цвета. Над рекой, тревожно каркая, пролетел черный
ворон - и шаман сразу изменился в лице. Он сказал близким, что
птица-покровитель предупредила его о надвигающейся угрозе: Алысардах
двинулась в путь по душу своего обидчика, и настроена она весьма
решительно.
Пока
Олесь бежал к своему дому, облачко становилось все больше и постепенно
приобретало черный цвет. Вскоре из него полил дождь, засверкали молнии.
Но настигнуть шамана облако не успело – тот добежал до дома, заперся
изнутри и закрыл все окна специальными магическими «клапанами»,
оберегающими от любого злого колдовства. Сам Олесь облачился в шаманскую
одежду, взял бубен и, спустившись в подвал, начал усиленно камлать.
Вскоре
грозная туча нависла над домом шамана, и из нее вырвался огромный
черный вихрь. Он принялся кружить вокруг жилья, разнося в щепки все, что
находилось во дворе. Можно было подумать, что вихрь не знает, как
подступиться к шаману.
Но вот в какой-то момент он
вдруг перескочил на дом и ринулся внутрь через дымоход, который
перепуганный Олесь не прикрыл. Из хижины долго слышались крики и шум,
пока наконец все не стихло. Грозовая туча растворилась в небе, и погода
вновь сделалась ясной.
Односельчане Олеся не сразу
решились войти в его дом, а когда все же набрались храбрости и вошли, то
увидели лежащего в погребе мертвого шамана. Его тело было ужасным
образом скрючено, а лицо превратилось в сплошное кровавое месиво…
Алысардах
во время этих событий находилась у себя дома и плясала, пребывая в
глубоком трансе. Впоследствии она выразила сожаление, что смертельно
ранила в тот день пару мелких шаманов из того же района, что и Олесь. И
действительно, подвернувшиеся ей под руку колдуны вскоре тяжело заболели
и умерли.
Как Алысардах проучила наглых чиновников
В
царское время, когда и жила Алысардах, в ее селе оказались двое
чиновников. Услышав о могущественной колдунье, они решили проверить
слухи. Этих двоих нельзя было назвать большими скептиками, скорее они
относились к шаманству без должного уважения, считая его чем-то вроде
безобидной забавы.
Заявившись в дом Алысардах и
увидев вместо грозной старухи хрупкую девушку, чиновники повели себя не
лучшим образом: они потребовали накормить и напоить их, а потом
принялись вслух обсуждать достоинства шаманки. Алысардах скромно сидела в
стороне и не перебивала незваных гостей. Когда же те заявили, что
желают увидеть «фокус», Алысардах согласилась и сделала вид, что впала в
транс. В таком неподвижном состоянии девушка просидела полчаса.
Поняв,
что не дождутся обещанного представления, и громко выругавшись,
чиновники направились к выходу. Но едва они открыли дверь, как в дом
хлынул огромный поток воды, словно во время ужасного наводнения. Вода, в
которой плавало множество рыб, стремительно заполняла дом, и мужчины
поняли, что вскоре попросту утонут. Алысардах же как ни в чем не бывало
сидела на прежнем месте, и стихия не трогала ее, как будто шаманку
защищал невидимый купол.
Чиновники в ужасе принялись
молить о пощаде, но удаганша ответила, что за свою наглость и
невежество им придется заплатить. «Если поймаете из воды по одной рыбе,
так и быть, сохраню ваши жизни», – холодно произнесла она.
Битый
час несчастные пытались поймать рыб и наконец кое-как изловили по
штуки. «Теперь сжимайте их, да посильнее!» – приказала шаманка.
Чиновники так старались, что даже вены на их лбах вздулись от
напряжения…
Вдруг мужчины разом опомнились и
увидели, что никакой воды в доме нет, а они стоят со спущенными штанами,
пыхтя и сжимая друг другу причинное место. При этом вокруг со смеху
покатывается местная публика.
Подтягивая на ходу штаны, чиновники бросились прочь. Ни в дом Алысардах, ни в это село они больше не возвращались никогда…
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий