Духи тайги
Что делать, кто виноват, как
достигнуть цели и зачем? Обычные вопросы обычного человека… Оленеводы
Тувы не задают их себе. Местные не сомневаются: за них все решат духи
природы. «Вокруг света» продолжает серию публикаций об удивительных
обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал Леонид Круглов
Памятка путешественнику
Республика Тува, Кызыл
РАССТОЯНИЕ от Москвы ~ 3660 км (от 5 часов полета без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 4 часа
ВИЗА не нужна
ВАЛЮТА рубль
|
На северо-востоке Тувы, в Тоджинском кожууне (муниципальный район),
находится священный источник аржан, дарующий долголетие всем, кто в нем
искупается. По местным поверьям, в начале сентября аржан «созревает» —
концентрация магических свойств воды достигает пика. В это время сюда со
всех концов района приходят люди, нуждающиеся в помощи. Я не нуждался,
но приехал в Тоджу в конце августа.
ПЕЧЕНЬ ГОРЫ
Аржан расположен в горах недалеко от села Тоора-Хем,
административного центра Тоджи. Добраться туда можно на оленях, поэтому
мы с оператором разыскали стан (так называются поселения
оленеводов-кочевников).
Единственный способ передвижения по каменистым дорогам Тоджи — олени
|
Стан Одуген расположился на склоне горы. Оленеводы называют это место
«печенью горы». По поверьям тоджинцев, в природе все живое и у всего
есть сердце, легкие, печень...
Посреди поляны стояло пять чумов — шалашей из жердей, покрытых
оленьими шкурами. Вокруг паслось около 200 оленей. Навстречу нам вышел
мужчина в куртке и штанах защитного цвета. Это был Павел — начальник
стана.
— Мы должны были уйти к аржану два дня назад, — улыбнулся он. — Только собирались в путь, сгущались облака. Видимо, без вас нас не пускали к источнику.
Вопрос «Кто не пускал?» остался без ответа. Мы поставили палатки
и решили осмотреться. Двое мужчин метрах в ста от нас загоняли в стадо
трех отбившихся оленей, женщина лет тридцати чистила чугунные кастрюли,
рядом с ней резвились дети, старики играли в шахматы. Всего я насчитал
12 человек, включая детей.
Тувинцы отправляют детей к оленеводам на лето. Местные считают, что жизнь кочевников научит их чувствовать природу
|
Вечером все собрались в главном чуме. Норжумаа — единственная женщина
в стане — разливала в алюминиевые тарелки похлебку из оленины. За едой
местные выспрашивали новости с Большой земли. Раз в неделю они
связываются по старой радиостанции с Тоора-Хемом. Связь плохая. Все, что
успевают: узнать, какой день, и передать приветы близким.
После ужина я поинтересовался, когда мы пойдем к аржану. Но Павел лишь ухмыльнулся и сказал: «Завтра, если разрешат».
ПОСОХ ВСАДНИКА
Оленеводы используют три вида седел: вьючное — настил, который
крепится на передние лопатки оленя, ездовое — похожее на традиционное
конное, и детское — с деревянными ограничителями
|
— Ну точно, вас ждали, — разбудил меня Павел. — На небе ни облачка. Скоро увидим аржан...
Кочевники погрузили вещи на оленей, лихо оседлали животных, и мы
отправились в путь. Ехать верхом оказалось непросто: бока оленя круглее,
чем у лошади, легко соскользнуть. Поэтому местные используют
палку-посох, которой опираются о землю, если чувствуют, что падают. Мне и
оператору вручили по два таких посоха.
Ехали по 12 часов в день. На стоянках, собираясь у костра, в основном
молча смотрели на огонь. В один из вечеров зарезали оленя. Ноги, голову
и внутренности Норжумаа унесла в чум. Тушу пожарили на вертеле. Но
прежде чем приступить к трапезе, Павел достал хомус (варган).
Пронзительный звук отразился от гор и вернулся к костру. Раздалось
традиционное тувинское горловое пение хоомей. Так оленеводы просили
прощения у духов за убийство оленя. По словам Павла, если этого не
сделать, духи прогневаются и уничтожат все стадо.
Несмотря на почитание тувинцами духов, угрозы все равно возникали.
Утром следующего дня в 100 метрах от места стоянки нашли растерзанную
тушу оленя. Это красные волки подобрались слишком близко. Забрав у
Норжумаа внутренности съеденного нами накануне оленя, двое тоджинцев
покинули стан. Они должны были раскидать требуху как можно дальше, чтобы
запутать хищников.
По словам Павла, появление волков — знак: оленеводов «не пускали» к
источнику. Я отчаялся. Но Павел успокоил, сказав, что завтра мы
попробуем пройти к аржану вчетвером, я с оператором и он с шаманом,
который должен был задобрить дух источника.
МИНЕРАЛ СМЕРТИ
Рано утром мы уехали. К вечеру второго дня остановились у края
ущелья. На его дне из земли поднимались дымки — это и был аржан. Но
Павел начал устраиваться на ночлег. Я не понимал, почему, ведь цель так
близко.
Шаманские атрибуты защиты от духов — искусственные змеи и кованые инструменты
|
— Ты видишь здесь дорогу вниз? — Павел указал на отвесные скалы ущелья, где, как мне показалось, без альпинистского снаряжения не спуститься. — Пока аржан не пускает нас. Переночуем здесь и, если получим разрешение, сможем сойти вниз.
Маленькая Чойгана идет к аржану, чтобы раскрыть в себе шаманские способности. Так девочке велела бабушка — потомственная шаманка
|
Пока я устанавливал палатку, шаман выкладывал камнями место для
костра. Я решил подойти ближе. Но Павел остановил меня и попросил не
мешать готовиться к разговору с духами аржана.
Как только стемнело, шаман развел костер и начал камлание — шаманский
обряд. Он взял бубен и стал пританцовывать вокруг костра. Минут
пятнадцать шаман что-то бормотал себе под нос, затем оставил бубен,
разложил на камнях куски оленины и уселся рядом. Через пару минут он
завел диалог с кем-то невидимым. По словам Павла, это был дух источника.
Прежде чем добраться к аржану, нужно принести жертву духу источника
|
Пока шаман беседовал, Павел рассказал, что вода аржана лечит
серьезные заболевания. Она удаляет из организма «минерал смерти». Так
тувинцы называют некую соль, которая содержится в организме человека, с
годами скапливается на стенках сосудов и приводит к тромбофлебиту,
инсульту, склерозу...
— Завтра будет дорога, — прервал нас шаман.
Наутро в отвесных склонах ущелья мы легко нашли проход. Аржан — это
30 ключей, бьющих из-под земли. Вокруг двух самых больших построены
деревянные домики с бассейнами внутри: с ледяной и горячей водой. Я
искупался и в том, и в другом. Мы пробыли возле аржана пару дней и
вернулись в стан, чтобы другие оленеводы могли проделать наш путь.
Просить прощения у духов нужно обязательно под музыку, как делает это шаман
|
***
Я слабо верю, что духи открыли нам источник. Но тоджинцы не
сомневаются в их существовании. Здесь, в дикой тайге, человек ощущает
полную зависимость от природы, неспособность повлиять на свою судьбу, и
приходится верить, что кто-то незримо защищает тебя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий