Весной 2009 челябинский археолог
Владимир Юрин в одной из пещер Челябинской области обнаружил два
железных предмета. Антропоморфной формы. То есть человекообразной. Одна
фигурка — женская, другая — мужская. Отмечены половые признаки. По
поводу обнаружения таинственных находок археолог пообщался со многими
специалистами — археологами и этнографами Челябинска, Екатеринбурга,
Йошкар-Олы, Новосибирска. Выявилось, что подобные предметы на Урале
никто никогда не находил, необычные фигурки, как оказалось, нашивались
на одеяния шамана. Что все, кто каким-то боком связан с изучением
народов Севера и Сибири, склонны утверждать: это бывшие вогулы (нынешние
манси).
В 1995 году в Увельском районе
Челябинской области, в 60 км к югу от г. Челябинска, в 6 км западнее
села Красносельского, на правобережье реки Увельки, в 2,3 км от берега,
в верхней части сухого карстового лога Красный Маяк, было обнаружено
самое верхнее в логу место поглощения под землю талой и ливневой вод
(всего 9 мест) и несколько погребённых пещер. А в 1999 году на данном
месте были проведены замеры и описание 6 погребённых пещер. В этом же
году был вскрыт, закрытый природой, вход (№ 3) в одну из пещер. В 2002
году был вскрыт второй вход (№ 1) в эту же пещеру, а также, расчищены
частично в виде жёлоба ход между двумя входами и ход, ведущий далее
внутрь подземной системы, что позволило соединить оба входа между собой
и удлинить подземную полость.
Частично открылась подземная полость,
которую назвали Копейской. В процессе расчистки Входного хода с двух
сторон (со стороны входов № 1 и 3) в 2002 г., на удалении 4-5 м от линии
нависания была обнаружена железная кольцеобразная овальной формы пряжка
(43×42 мм) с двумя выступами по сторонам, не имеющая аналогов в РЖВ и
Средневековье (информация была получена автором от А.Д. Таирова и С.Г.
Боталова). А в 2003 году, на удалении 16-20 м — обнаружен фрагмент
берцовой кости человека. Также, во Входном ходу на участке 2–6 м
от линии нависания в 2002-2009 гг. собраны фрагменты костей домашних
животных (по виду — несколько сот лет) — лошадь, крупный рогатый скот,
мелкий рогатый скот, собака, и диких — медведь бурый, барсук, косуля
(определение П. А. Косинцева). На одном фрагменте черепа с рогом (КРС)
имеются следы рубки. В последующие годы (2003-2004) были вскрыты ещё
2 входа (№ 2 и 4) в ту же пещеру, которые при расчистке внутренних ходов
также были соединены с двумя предыдущими в одну подземную полость,
длина которой уже составляет около 240 м. Участниками экспедиции в 2003
году пещера была названа Копейско-Зауральской. Ежегодно весенний поток,
текущий по сухому карстовому логу и заходящий во вход № 1 пещеры, теперь
стал размывать рыхлые отложения в разных ходах и уносить внутрь
подземной полости отдельные песчинки и мелкие камешки. В связи с этим,
поверхность отложений во Входном ходу ежегодно стала понижаться примерно
на 6–7 см. В 2009 году после прохождения через пещеру весеннего потока
автором были обнаружены 2 металлических пластинчатых
предмета-антропоморфа (на удалении от линии нависания 3 и 3,45 м).
Обнаруженные материалы до 2002 года находились в слое
слабогумусированной супеси серо-чёрного цвета со щебнем, на глубине
50-55 см от дневной поверхности (ниже во всех случаях, глубина
от дневной поверхности до 2002 г.).
В 2010 году в ходе раскопок, на удалении
от линии нависания 2,7 м, в слое № 1 (щебень, в заполнении которого —
слабогумусированная супесь серо-чёрного цвета, горизонт 2, глубина 72 см
от дневной поверхности), автором были обнаружены 3-й металлический
пластинчатый предмет-антропоморф, колотая галька со следами
использования и несколько галек овальной формы. А также были обнаружены
отдельные кости и их фрагменты (когтевые фаланги, берцовая малая, рёбра
и др.), зубы (клык, 5 коренных, 2 резца и 4 молочных) бурого медведя
и несколько целых и фрагментированных костей разных крупных и мелких
млекопитающих.
Все три предмета-антропоморфа,
изготовлены методом рубки из кованого листового кровельного железа или
вышедших из использования старых железных котлов (объяснение мне было
дано устно в личной беседе с К. Г. Карачаровым и Е. В. Переваловой).
Листовое кровельное железо в то время, видимо, поступало на Урал
и в Сибирь из среднеазиатских государств и Московии. Мастер того времени
при изготовлении предметов использовал простой приём — вырубание фигуры
зубилом на наковальне по предварительно нанесёному на поверхность
пластинки-заготовки контуру рисунка. Все антропоморфные фигуры строго
силуэтные. По данному материалу видно, что фигура человека изображена
в разном стиле. Все фигуры стоящие и строго фронтальные. На всех фигурах
отсутствует детализация тела и одежды гравировкой и чеканкой. Один
предмет (размеры: высота 8 см, ширина макс. 3,8 см, толщина 1–1,5 мм) —
напоминает танцующую женскую фигуру, без головного убора, с пышной
шевелюрой, с широкими бёдрами и узкой талией, беспалые короткие руки
разведены в стороны, глаза обозначены лунками (?), одна нога короче
другой (приподнята), в нижней части обеих ног сужением детализирована обувь или ступни.
Отверстие на тазовой части фигуры,
возможно, было на том предмете, из которого вырубили это изделие. Второй
предмет (размеры: высота 10,9 см, ширина макс. 3,9 см, толщина 1–1,5
мм) имеет признаки пола (мужские), туловище наклонено, голова крупная,
головной убор в форме колпака, длинный плащ почти скрывает ноги, руки
короткие беспалые, опущены вниз и прижаты к туловищу. Третий предмет
(размеры: высота 7,1 см, ширина макс. 4,3 см, толщина 1 мм) имеет
признаки пола (женские), без головного убора, с пышной шевелюрой,
широкие бёдра, беспалые короткие руки опущены вниз, ноги расставлены
в стороны, с правой стороны на шее имеется три насечки. С обратной
стороны на поверхности предмета видны следы от ткани, из которой,
видимо, был сшит костюм или нагрудник шамана.
Подобные по технике изготовления
и толщине предметы-антропоморфы ранее были обнаружены в ходе раскопок
только в Сибири: в бассейне реки Ляпин на культовом месте Сат-Виклы
и в бассейне реки Аган на городище Старые Покачи 5. А также, культовая
атрибутика из рубленого железа, в т. ч. — антропоморфы, обнаружены
этнографами в конце XIX — нач. XX вв. на костюмах шаманов у разных
народов Сибири (манси, ханты, селькупы, кеты, нарымские ханты, авамские
нганасаны, энцы, илимпийские, забайкальские, енисейские и туруханские
эвенки, долганы). Подобные предметы пришивались, подвешивались или
прикреплялись ремешками к костюму шамана: плащу или нагруднику.
Обнаруженные нами предметы, видимо, были пришиты к костюму шамана.
Обращает на себя внимание факт, что
у разных народов Сибири все железные рубленые антропоморфные фигуры
практически соответствуют известным деревянным или берестяным
изображениям. Подобные антропоморфные фигуры из железа осмысливались
шаманами как духи-помощники.
Видимо, во Входном ходу пещеры
Копейско-Зауральской обнаружено, или жертвенное место, или сильно
разрушенное природой (ежегодный водный поток через пещеру, землеройная
деятельность животных) погребение шамана или хранителя священного места,
или место укладки костюма шамана. Предварительно автором материалы
датированы XVII веком. С начала XVIII века, с появлением на Среднем, а
позднее и на Южном Урале доменных и железоделательных заводов, стало
проще и дешевле рубить подобные изделия из заводского железа, что
способствовало практически полному вытеснению из обихода культовых литых
медных и бронзовых предметов. Простой силуэт фигур, отсутствие
на предметах изображения человеческого лица, детализации тела и одежды
гравировкой или чеканкой, а также нахождении описываемых предметов
до 2002 года на относительно большой глубине (0,5-0,7 м), говорят
об их более раннем (не XVIII–XIX вв.) изготовлении и бытовании.
Этническую принадлежность данных предметов окончательно определить пока
затруднительно, но предположительно они принадлежали вогулам
(из сибирских народов ближе всех к Южному Уралу). Подобные предметы
обнаружены на Урале впервые.
Выводы:
— отдельные группы одного из угорских
народов проникали на Южный Урал с севера вплоть до бассейна реки Уй,
а возможно и южнее, по границе существовавших тогда почти сплошных
лесных массивов, тянувшихся от реки Исеть и до широтного течения реки
Урал;
— возможно, небольшие группы вогулов кратковременно проживали на территории лесостепной зоны Южного Урала;
— видимо, покинули данную территорию до или с началом строительства русским населением крепостей и заводов;
— не исключено, что одновременно
и башкирское население способствовало уходу поздних угров
в северо-восточном направлении на свои родные земли.
Данный объект является этнографо-археологическим комплексом, который необходимо обследовать в ближайшие годы.
Автор: Михаил Фонтов
Комментариев нет:
Отправить комментарий