Несоответствие шрифтов и дат на старых московских надгробиях возникло
оттого, что со временем поверх старых плит укладывали другие, с
надписями, выполненными на новый манер.
Надгробные надписи XV и XVI веков – довольно редкие находки на
территории Московского государства.
Во-первых, их было в это время
немного: самые ранние появляются только в конце XV столетия.
Во-вторых,
они плохо сохранились, и часто доходят до наших дней только в обломках.
Но даже уцелевшие плиты
вызывают много вопросов
Собор святителя Петра.
Один из главных – это, собственно, их возраст: проблема в том, что,
если сравнивать даты жизни и смерти, о которых свидетельствуют надписи, и
их шрифты, то получится, что в некоторых случаях надпись относится ко
времени намного более раннему, нежели шрифт, которым она выполнена.
Новые надгробия XVI века из раскопок в Высоко-Петровском монастыре
(Москва) позволяют решить противоречие между датами и шрифтами. В связи с
предстоящей реконструкцией на территории монастыря весной 2016 года
начались археологические работы, в ходе которых сотрудники Института
археологии РАН (ИА РАН) обнаружили три плиты. Две из них датируются 1512
годом, а третья – серединой XVI века.
Надгробные плиты инока Феодосия: сверху плита эпохи Ивана Грозного, из-под неё виден край ранней плиты.
Надгробия перекрывали могилы двух людей, умерших в один день – 31
июля 1512 года. Первого звали Епифаний, и больше о нём ничего неизвестно
(сохранился только небольшой фрагмент надписи). Имя второго – Феодосий
Исаков. Он был иноком (монахом). В надписи также говорится, что Феодосий
– сын Окулинин, «волоченин» (то есть из города Волочка).
Интересно, что его надгробие установили на небольшие опоры, а не
просто на землю. Одна из опор сохранилась. Она представляет собой
капитель или базу маленькой колонны. «Это абсолютно уникальный случай –
мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда столь раннее надгробие не
лежит на могиле, а поставлено на четыре “ножки”, как стол»,
– комментирует Леонид Андреевич Беляев, руководитель раскопок, заведующий
Отделом археологии Московской Руси ИА РАН.
Он отметил, что такие капители сейчас можно увидеть в итальянских
городах на сооружениях эпохи Возрождения. Это означает, что опору
надгробия взяли со стройки собора святителя Петра, митрополита Киевского
и всея Руси. Церковь была первым каменным храмом Высоко-Петровского
монастыря, а строил его итальянский архитектор Алевиз Новый. Он же
возводил Архангельский собор в Кремле.
Надгробие Епифания.
Раньше считалось что собор святителя Петра начали строить в 1514
году. Но если «итальянская» капитель со стройки оказалась под надгробием
1512 года, значит, церковь начали возводить минимум на два года раньше.
Плиту Феодосия сверху перекрывала другая, которую по орнаменту и
особенностям шрифта датируют серединой XVI века. «На “верхнем” камне
повторен тот же самый текст, но уже не лапидарным шрифтом, происходящим
от книжного устава, а обычной “проволочной” вязью грозненского времени.
То есть кто-то из родственников или сам монастырь заказал и положил
новую плиту, когда первая растрескалась», – поясняет археолог.
Капитель под ранним надгробием Феодосия
Третье надгробие, таким образом, объясняет загадку несоответствия дат
в надписях и шрифтов, которыми они выполнены. «...Мы видим целую группу
надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже,
одновременно и одной группой мастеров в 1550-1580-х годах (эпоха Ивана
Грозного). Это, наконец, подтверждено совмещением над одной могилой
ранней и поздней плиты с одинаковым текстом. Таким образом, находки в
Высоко-Петровском монастыре позволяют раскрыть целый ряд подобных
несоответствий, которые отмечались на других некрополях XV-XVII веков», –
пояснил Леонид Андреевич Беляев.
«Нижняя» плита на могиле Феодосия. Начало XVI века.
Высоко-Петровский монастырь находится на углу Петровки и Петровского
бульвара. Сам монастырь назван по имени основателя обители – митрополита
Петра, известного тем, что он перенёс кафедру из Владимира в Москву.
По материалам пресс-службы Института археологии РАН
Автор: Егор Антонов
Комментариев нет:
Отправить комментарий