10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке
Оказавшись в Москве, нужно выкроить день-два и сходить в Третьяковскую галерею. Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.
«Апофеоз войны» Василий Верещагин
Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий
в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно
называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой
такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились
женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших
в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату
из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове
мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено
7 пирамид из голов.
Позднее художник предпочел придать картине более масштабное значение.
Верещагин написал на раме: «Апофеоз войны» и добавил: «Посвящается всем
великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
«Неравный брак» Василий Пукирев
На картине изображен процесс венчания в православной церкви.
Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого
чиновника. По одной из версий, на картине — любовная драма самого
художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшееся невеста
Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины
за невестой, с руками сложенными на груди, — сам художник.
«Боярыня Морозова» Василий Суриков
Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова
изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина
посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне — сподвижнице духовного вождя
сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно
постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена
в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.
На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят
по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой — ее сестра Евдокия
Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине — странник, в лице
которого читаются черты художника.
«Не ждали» Илья Репин
У картины «Не ждали» есть два варианта. Первый из них был начат
в 1883 году, и на нем возвращающейся в семью была изображена
девушка-курсистка. Эта картина была написана маслом по дереву.
На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент
неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик
и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит
настороженно, горничная — недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери
на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.
В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.
«Троица» Андрей Рублев
Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской
живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова
и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных
и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым
в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором
стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.
«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки,
в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная
влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних
воздействий.
«Неизвестная» Иван Крамской
Место действия картины сомнений не вызывает — это Невский проспект
в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается
загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил
упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной
Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского,
назывались имена известных дам света. Существует также версия, что
на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.
В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской
Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности. И висела
в каждом приличном советском доме.
«Красавица» Борис Кустодиев
Сын художника вспоминает, как Кустодиев писал одну из своих самых
известных картин: «Он работал над картиной ежедневно, начинал
в шесть-семь часов утра и работал весь день. Основой для картины
послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала
актриса МХТ Ш). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама
подарила отцу в день рождения.
Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три
гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Они отцу очень понравились,
и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась
чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу — на черном фоне
красные розы в вазе. Отец воспользовался и этим мотивом для yзоров
на сундуке, хотя цвет и изменил».
«Богатыри» Виктор Васнецов
Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года
она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то
изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые
исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого
художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской
губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.
К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое
лицо. История его жизни и ратных подвигов — это реальные события.
Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом
Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.
«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин
Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей
монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме
Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли
Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок.
По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя
не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего
своей картиной «красную» судьбу России XX века.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для
создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал
черты своего ученика — художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих
составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма
Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени
изображен я собственной персоной».
«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель
Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини
оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету
одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль,
а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель.
«Все певицы, поют, как птицы, а Надя — как человек!» — говорил о ней
Врубель.
ИСТОЧНИК...
Комментариев нет:
Отправить комментарий