воскресенье, 28 июня 2015 г.

БАЙКАЛ И ЕГО ЛЕГЕНДЫ...


Старинные поверья и легенды Великого озера.




Мне посчастливилось много раз бывать в Сибири. Помню, как в окне мелькали пейзажи, уже приевшиеся равнодушным пассажирам поезда. И только в тот момент, когда появлялась бескрайная водная равнина Байкала, все в один миг льнули к окнам и зачарованно вздыхали…

За время поездок в голове сформировался довольно четкий образ Байкала, некоего седовласого мудреца, наделенного безграничным могуществом. Наверное, такой образ навеяли бушующие волны, взбивающие белую пену у берегов. Позже, при «личной встрече» с Байкалом, он показался мне безусым юнцом: безграничная водная гладь мирно грелась под скупыми лучами солнца, резко нахлынувший ветер гонял волны. И казалось, что Байкал улыбается…

Интересно, что местные жители также утверждают о многоликости озера, что для каждого Байкал открывается со своей стороны. Тем не менее, в самой распространенной легенде о своем происхождении Байкал выступает именно старцем. Он был богат и могуч, скуп на слова и жесток к своим подданным. И только к своей дочери, красавице Ангаре, проявлял безграничную нежность и любовь. Слуги за спиной шептались: любовь, граничащая с безумием, сделает старика несчастным…Однажды прекрасная Ангара грелась на солнце и слушала клики чаек. Они, не замечая девушку, описывали красоту, доброту и мужество Енисея. В тот день Ангара решила сбежать от отца и найти прекрасного юношу. Но Байкал остановил ее, запрятал в глубине пещер и решил незамедлительно выдать замуж. За угодного ему человека.

Однако насколько Байкал был своенравен и жесток, настолько Ангара была упряма: она сбежала из пещеры. Обезумевший от горя отец не мог найти себе покоя, он безутешно плакал, и его кристально чистые слезы по дочери превратились в озеро Байкал. Интересно, что жители Иркутской области, раскинувшейся на берегу Байкала, чаще рассказывают именно эту легенду. У нее есть масса вариаций, но Байкал в них всегда выступает жестоким отцом Ангары, сбежавшей к красавцу Енисею.

Возможно, эта романтическая история лишь выдумка местного жителя, имеющего богатое воображение и опирающегося на тот известный факт, что Ангара - это единственная река, вытекающая из Байкала. Как бы то ни было, а буряты, населяющие противоположный от Иркутской области берег озера-моря, больше верят в иное предание, объясняющее появление Байкала. Так, легенда гласит о том, что однажды земля под ногами треснула и из щели вспыхнул страшный огонь, который стремительно поглощал все вокруг. Люди, не сумев противостоять Огню, в которого словно вселился разгневанный Дух, рухнули на колени и воззвали к небесам. Но помощь не пришла. И тогда отчаявшиеся люди стали твердить как заклинание: Бай гал, Бай гал, Бай гал… (на бурятском языке - «Огонь, остановись»). И огонь остановился. А из появившейся трещины хлынула вода. Кстати, буряты и по сей день называют известный во всем мире Байкал по-своему, и не иначе как «Байгал».

Наряду с этой легендой бурятские старцы любят рассказывать и другую историю. Будто два путника, оказавшиеся в Сибири, были зачарованы прекрасными пейзажами и хотели остаться здесь навсегда, однако отсутствие пресной воды подтолкнуло их идти дальше. И в это мгновение из пустоты появился странник – он призвал путешественников остаться, обещая, что здесь они обретут источник истинного счастья и умиротворения. Путники не послушались незнакомца и отправились в путь. Долго они блуждали в поисках воды: обессилевшие бродили по горам и степям, пока перед ними вновь не предстал странник. Он, словно известный всем Данко, вырвал сердце из груди и бросил его в расщелину. Хлынула вода.

Спустя века буряты уверяют, что зимой на берегу Байкала можно увидеть невероятное по красоте явление: солнце, закатывающееся за горизонт, окрашивает глыбы льда в багровый цвет. Кажется, что это кровоточат осколки сердца, вырванного из груди странника. К сожалению, мне не посчастливилось увидеть этот прекрасный пейзаж, одушевляющий Байкал. Но могу с уверенностью заявить, что понаблюдав за Байкалом несколько дней, научившись различать его смену настроения, в душе и на самом деле зародились сомнения: может быть, старые легенды и поверья вовсе не выдумка? Ведь Великое Озеро бывает таким разным: разгневанным или опечаленным, улыбающимся или хмурым. Одним словом, живым...


Старые и новые

Байкал находится в огромной впадине, окруженной сопками и горными рельефами, на границе Иркутской области и Бурятии.

Жители Иркутской области, безусловно, любят и восхищаются Байкалом, однако как священное место его почитают только в Бурятии. Жители республики верят в то, что Великое озеро населено духами, которых нужно уважать и почитать. Жертвоприношений, конечно, никто уже не преподносит, «почитание» сводится к соблюдению определенных правил. Например, буряты, чтящие традиции своего народа, никогда не будут сквернословить на берегу Байкала. Или «обижать», а тем более убивать орлов. По старинному преданию сын хозяина острова Ольхона являлся людям в виде орла. Так что обидеть птицу - разгневать шамана. Буряты верят, что ослушавшиеся понесут суровое наказание, вплоть до смерти. И вера эта, вероятно, очень сильна: Байкал является тем редким местом, где численность орлов за последние десятилетия не сократилась даже на минимальный процент.

Ареалом таинственности буряты также наделяют одно из самых популярных на Байкале мест – Шаманскую скалу на Ольхоне, которую еще называют мысом Бурхан. Мимо этого места буряты проезжают только верхом или на санях – чтобы не потревожить самого грозного и почитаемого духа Байкала – хозяина Ольхона, поселившегося в пещере мыса. По старинным поверьям, женщинам также запрещается подходить к скале. То ли чтобы не осквернить священное место, то ли чтобы не лишить себя потомства: хозяин Ольхона «карает» женщин бездетностью. Миф или реальность? Ответить на этот вопрос уже никто не может, однако историки утверждают, что в старину нигде буряты не приносили столько жертв, как у мыса Бурхан. Также достоверно известно, что рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. То, что удалось извлечь из пепелища, хранится в местном музее.

Конечно, большинство прибайкальских бурят уже не испытывает безграничного страха перед Шаманским камнем, однако старожилы по-прежнему обходят его стороной и предпочитают не гневить жестокого Хозяина острова.

Байкал овеян мистическими историями и легендами. Интересно, что наряду со старыми бурятскими поверьями существуют и относительно новые мифы. Например, о том, как войско белого адмирала Колчака зимой переходило Байкал, везя за собой тонны золота. Лютые 60-ти градусные морозы никто не пережил. Весной, с наступлением оттепели, золото Империи вместе с погибшими колчаковцами пошло ко дну. Эта легенда – в которую многие верят до нашего дня, и которая регулярно становится темой исследований археологов и историков, стала причиной множества трагических случаев: в поисках золота Колчака отправлялись неподготовленные, но жаждущие богатства люди из самых разных уголков мира. И не все возвращались обратно…

Любопытно, что вокруг Байкала и по сей день слагают легенды. Чаще они связаны, опять же, с духами и иными мистическими существами. Например, говорят о том, что на берегу Великого озера живет чудо-зверь. Он пристальным взглядом следит за туристами и наказывает их, если они ведут себя непристойно: шумят, ругаются или мусорят. Чудо-зверь за плохое поведение может уронить палатку, съесть все припасы или, в худшем случае, прогнать с берега. Откровенно говоря, такая легенда больше похожа на байку местных жителей, которых раздражает присутствие посторонних людей на «своей территории»…
Однако кто знает, может быть именно так на свет рождаются легенды?

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Комментариев нет:

Отправить комментарий