Яркий Архангельск
Впервые посетил Архангельск. Северные города особенно хороши в ясную
солнечную погоду. Может быть поэтому город понравился, а может
действительно город настолько хорош?
Я прилетел сюда на один день, в аэропорту взял машину на прокат и привычно поехал куда глаза глядят.
В поисках центра города, выехал на традиционную для постсоветских
городов Площадь Ленина. Ну тут все как везде: горком, обком, совет
народных депутатов, милиция… А, ну да, теперь ведь по другому, – здание
УМВД РФ по Архангельской области.
Правительство Архангельской области, детский мир…
Вид несколько выбивающийся из общего ансамбля Площади Ленина, но отнюдь не противоречащий общему фону советского города. )
Совет народных депутатов, видимо нынче городская Дума? А вот и нет! Областное собрание депутатов.
Здание Северного Государственного Медицинского университета. На первом этаже как принято – частная клиника.
«Оленевод» – обелиск в честь объединения Архангельской, Вологодской
областей а также Республики Коми и Ненецкого автономного округа в единый
Северный Край. Хм, интересно что за объединение такое? Оказывается был
такой период с 1929 по 1936 годы когда все перечисленные субъекты были
единой территориальной единицей с центром в Архангельске. В общем мы
тогда любили разные эксперименты…
Ансамбль площади был сформирован в середине 70-х, в эпоху когда
тендеры назывались всесоюзными конкурсами. Получился эдакий «хай тек
70-х» от московских строителей.
Художественный вклад вольных уличных мастеров XXI века.
Не без претензий, надо сказать.
Тов Ульянов тут просто таки всесоюзного масштаба. Точная копия
гипсовой статуи стоящей за президиумом XXVII съезда КПСС. Помните, 1986
год, Кремлевский дворец съездов, четыре ряда сидящих старцев на сцене, а
за ними наш герой? А еще говорят, что это последний памятник вождю
установленный в СССР. Дело было в 1988 году, эпоха свобод, гласности и
пустых полок… Что-то мне подсказывает, что разговорчиков вокруг
установки этого монумента было не мало.
Здесь же установлен главный градостроительный объект Архангельска XX
века: «24-х этажное здание проектных организаций», или просто
архангельский небоскреб. Нынче своеобразный бизнес-центр. Эй,
архангелогородцы, подскажите как попасть на его крышу? Уж очень хочется
взглянуть на город сверху. Я бы прилетел специально.
Апофеозом архангельского конструктивизма можно смело назвать красавец «Дом связи»,
или просто «Главпочтамт». Лично мне больше нравится «дом связи»,чем
мода на сокращения. Так ведь можно и до какого-нибудь «архгубисполкома»
договориться…
Ближе к набережной Северной Двины, Архангельск выглядит патриархально.
Сразу становится как-то тепло и уютно. Повеяло стариной, и былой славой.
Еще бы! Царь Петр мыслил масштабно, хотя и был в своих великих
намерениях непостоянен. Трудно себе представить Российскую Империю без
Санкт-Петербурга. А ведь могло и так статься, что столицей государства
стал бы Архангельск. На тот момент крупнейший город севернее Москвы,
крупнее Новгорода. Мощный и единственный морской порт государства.
Отсюда и любовь царя к Архангельску; Отсюда и пик его исторического
значения как главного морского порта и торгового города государства тех
дней.
На набережной хорошо и сегодня. Встречаются креативные идеи и маргинальные граждане.
Здесь легко поймать ветер и философские идеи…
Видимо и царь Петр поймал какой-то странный ветер новых философских
идей и разорил фактически город Архангельск своим указом от 1722 года,
запрещающим внешнюю торговлю. То видимо был ветер балтийских перемен…
Шхуна «Запад» вызывает противоречивый интерес. С одной стороны она
стоит в центре города. С другой – не имеет никакого отношения к
архангельскому судостроению, так как построена в Финляндии. Более того,
построена в далеком 1949 году… ) Наконец, в силу сегодняшних дней, ее
название вызывает неподдельный интерес у некоторых прогрессивных или
маргинальных (тут уж кому как) слоев общества…
А вокруг, градостроительная красота, однако.
Здание бывшей Таможни 1876 года постройки, теперь музей Художественной культуры Русского севера.
Воскресные сюжеты Никольской церкви, построенной в 1906 году и
закрытой в 1930. Что было после? Самому интересно. Вероятнее всего
использовалась как склад или типография (почему-то часто встречаются
типографские организации в некогда церковных помещениях). В 90-х –
реконструкция и новая жизнь.
Чудесные виды бывших витринных фасадов города. Даже сегодня за
ужасающим состоянием, скрываются симпатичные особнячки XVIII-XIX веков.
Пешеходный переход ведет к бывшим кладовым помещениям, чудом
сохранившимся до наших дней практически в первозданном виде. Когда-то
эта территория относилась к подворью Николо-Карельского монастыря.
Еще один вид на Никольскую церковь. Храм надо сказать «продвинутый», со своим собственным web сайтом.
Музей художественного освоения Арктики. Обратите внимания на явно торговое происхождение здания.
Еще одно уникальное здание бывшей Скоропослушнинской церкви Сурского
монастыря. Ныне городской военкомат. Кстати, здание до сих не возвращено
православной церкви.
На смену патриархальности приходит нечно современное, практичное и к сожалению безвкусное…
Офис Северного Морского Пароходства. Сегодня флот СМП всего 34
единицы… Как говориться, а было время… Но справедливости ради, 34 судна –
это тоже не плохо. Обслуживает регулярные линии, связывающие
Архангельск и Санкт-Петербург с портами Гамбург, Роттердам, Антверпен,
Гавр. Кроме того работает и на маршрутах Севморпути.
«Военкомат»! Зачетное здание. Кстати, проводит специальные экскурсии
для молодых людей каждую весну и каждую осень. ) Даже именные
приглашения рассылают сотрудники данного учреждения! Повезло некоторым )
Морской вокзал Архангельска. Зашел внутрь, думал узнаю расписание
захода судов, а может и какие транспортные линии… Как думаете чем богат
вокзал внутри?
Строящийся Архангельский собор города Архангельска.
Меж тем у пристани под погрузкой стоит малое научно-исследовательское
судно «Профессор Молчанов». Любопытно, в какую экспедицию готовиться
судно сегодня? Было время когда оно зафрахтовались экспедиционной
компанией «Oceanwide Expeditions», для экспедиционных круизов в Арктике.
Теперь вроде ходит в рамках экспедиций «Арктического плавучего
Университета». Вот описание его предыдущего рейса. Эх! Я бы пошел! )
Позвал бы кто?
Архангельский «домашний» ледокол «Капитан Евдокимов».
А за ним Северодвинский мост – самый первый, связавший Архангельск с
«большой землей» на реке Северная Двина. Получается что до 1964 году
доставка грузов и пассажиров осуществлялась по реке и по зимнику? Да.
Век живи – век учись! )
Мост интересный, с подъемником. Правда сегодня на реконструкции,
работает только
железнодорожное движения (полагаю нет альтернатив?).
В отличии от железнодорожного, варианты автомобильного перехода
Северной Двины есть, вот на них то я и устремился, в поисках дороги до
легендарных Холмогор!
Архангельск же мне очень понравился. А Вам?
Комментариев нет:
Отправить комментарий