ХАКАССКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ
Хакасия
- древнейший центр земледельческой культуры в Центральной Азии, которая
зародилась в неолите, в 3 тыс. до н.э. и испытало импульсы влияния
Древнего Египта и Шумера. Здесь рано получил развития шаманский культ
(не исключено, что здесь он и зародился). Примечателен необычайно
пестрый этнический состав этой протоцивилизации; сюда, в Минусинскую
котловину проникали и круглоголовые европеоиды, и длинноголовые
палеоевропейцы и, возможно, даже негроиды.
Топонимика дает основания предполагать, что прежде здесь расселялись индоевропейские и кетоязычные этнические группы, затем их сменили самодийские и угроязычные племена. Тюркоязычные люди (предки современных коренных жителей - хакасов впервые появились на этих землях около 2300 лет назад.
В бассейнах рек Абакана, Чулыма и Среднего Енисея взаимодействовали разноэтнические группы населения. Произведениями искусства, относящиеся к неолиту, являются Суханинская, Оглахтинская, Шалоболинская писаницы.
В середине 3 тыс. до н.э. в Южной Сибири наступил период медно - каменного века. В это время, получившее условное название Афанасьевской культуры, по г. Афанасьевой на Енисее. Здесь обитали две большие группы племен - европеоиды, проникшие сюда с Запада, и местное население смешанного европеоидно-монголоидного физического типа. И те и другие были не только скотоводами, но и занимались земледелием, совместно с охотой и рыболовством. Афанасьевцы почитали огонь и солнце. Предположительно культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями Древнеямной культуры. Большинство исследователей ассоциируют Афанасьевскую культуру с прото-тохарами. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.
Материальную культуру следующего этапа (к 3-2 тыс до н.э.) - ученые условно называют Окуневской - по имени улуса Окунева на р. Уйбат. Синкретизм отражен в ярких и разнообразных памятниках искусства, насыщенных религиозной символикой. Личины изваяний представляют сложнейший образ первобытной мифологии, идею о трехуровневом мироздании. Шаманская (трехчленная) модель мира в наиболее разработанной форме присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры (3 тыс. до н. э.).
В 1928 С. Теплоухов впервые раскопал могильник этой культуры (распространена на территории Хакасии и южной части Красноярского края).
Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов. На каменных плитах преобладают реалистически выполненные изображения животных и личин в головных уборах, носившие, по-видимому, культовый характер. Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. Изваяние обычно представляет собой высокий камень (песчаник или гранит) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С нее на зрителя смотрит фантастическая личина: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда – быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала, символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии.
3600 лет тому назад в Хакаско-Минусинскую котловину проникаетс Запада третья волна европеоидного населения, создатели так называемой Андроновской культуры. Это были рослые европеоидные люди, по своему физическому типу отличавшиеся от предшествуюших жителей юга Сибири.
Аркаим – вероятное поселение носителей андроновской культуры (формация Синташта-Петровка, около 3,8-4 тыс. назад). Некоторые исследователи (например, Е. Хелимский и В. Напольских) считают представителей андроновской культуры носителями четвертой, исчезнувшей ветви индоиранских языков. Также культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э.
В конце бронзового века в Южной Сибири расцвела Карасукская культура (13-8 вв. до н.э.), памятники которой оставлены смешанным населением, пришедшим с Запада и Юга.
В ранний железный век в Хакасско-Минусинской котловине и прилегающих районах развивается оседлая земледельческая тагарская культура (7-3 вв. до н.э.) Это была эпоха становления классовых взаимоотношений, приведшая в 4-3 вв. до н.э. к возникновению первого южносибирского государства, которое зафиксировано в древнекитайских сочинениях как «Динлин-го» - «государство Динлин». Около 201 года до н. э. государство Динлин было разгромлено войсками гуннов.
Таштыкская культура (2 век до н.э. – 5 век н.э.) с практикой натуралистичных гипсовых масок, пазырыкская культура скифского круга с практикой татуированных мумий (6-3 вв. до н. э.).
Крепость Онло (гора Сундук, Ширинский р-н) Расположена в Июсской степи. Средневековый замок (у села Тутачикова Усть-Абаканского р-на, 35км. от г. Абакана). Крепость изготовлена из глиняного сырцового кирпича в дельте реки Уйбат, памятник 8-10 вв.
Средневековая крепость Чебаки. Памятник расположен на правоч берегу Черный Июс.
Оглахтинская крепость (Боградский р-н) Оглахтинская крепость расположена на левом берегу реки Енисей в 40 км ниже Абакана. Сооружение представляет собой крепостную каменную стену, сложенную в древности из плит девонского песчаника. Крепости Тарпиг, Сахотин, Хара-Таг.
литература:
Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири, Абакан, 1991;
Максименков, Г.А. Окуневская культура. Новосибирск, 1975;
Громов А.А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб., 1997.
Топонимика дает основания предполагать, что прежде здесь расселялись индоевропейские и кетоязычные этнические группы, затем их сменили самодийские и угроязычные племена. Тюркоязычные люди (предки современных коренных жителей - хакасов впервые появились на этих землях около 2300 лет назад.
В бассейнах рек Абакана, Чулыма и Среднего Енисея взаимодействовали разноэтнические группы населения. Произведениями искусства, относящиеся к неолиту, являются Суханинская, Оглахтинская, Шалоболинская писаницы.
В середине 3 тыс. до н.э. в Южной Сибири наступил период медно - каменного века. В это время, получившее условное название Афанасьевской культуры, по г. Афанасьевой на Енисее. Здесь обитали две большие группы племен - европеоиды, проникшие сюда с Запада, и местное население смешанного европеоидно-монголоидного физического типа. И те и другие были не только скотоводами, но и занимались земледелием, совместно с охотой и рыболовством. Афанасьевцы почитали огонь и солнце. Предположительно культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями Древнеямной культуры. Большинство исследователей ассоциируют Афанасьевскую культуру с прото-тохарами. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.
Материальную культуру следующего этапа (к 3-2 тыс до н.э.) - ученые условно называют Окуневской - по имени улуса Окунева на р. Уйбат. Синкретизм отражен в ярких и разнообразных памятниках искусства, насыщенных религиозной символикой. Личины изваяний представляют сложнейший образ первобытной мифологии, идею о трехуровневом мироздании. Шаманская (трехчленная) модель мира в наиболее разработанной форме присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры (3 тыс. до н. э.).
В 1928 С. Теплоухов впервые раскопал могильник этой культуры (распространена на территории Хакасии и южной части Красноярского края).
Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов. На каменных плитах преобладают реалистически выполненные изображения животных и личин в головных уборах, носившие, по-видимому, культовый характер. Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. Изваяние обычно представляет собой высокий камень (песчаник или гранит) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С нее на зрителя смотрит фантастическая личина: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда – быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала, символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии.
3600 лет тому назад в Хакаско-Минусинскую котловину проникаетс Запада третья волна европеоидного населения, создатели так называемой Андроновской культуры. Это были рослые европеоидные люди, по своему физическому типу отличавшиеся от предшествуюших жителей юга Сибири.
Аркаим – вероятное поселение носителей андроновской культуры (формация Синташта-Петровка, около 3,8-4 тыс. назад). Некоторые исследователи (например, Е. Хелимский и В. Напольских) считают представителей андроновской культуры носителями четвертой, исчезнувшей ветви индоиранских языков. Также культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э.
В конце бронзового века в Южной Сибири расцвела Карасукская культура (13-8 вв. до н.э.), памятники которой оставлены смешанным населением, пришедшим с Запада и Юга.
В ранний железный век в Хакасско-Минусинской котловине и прилегающих районах развивается оседлая земледельческая тагарская культура (7-3 вв. до н.э.) Это была эпоха становления классовых взаимоотношений, приведшая в 4-3 вв. до н.э. к возникновению первого южносибирского государства, которое зафиксировано в древнекитайских сочинениях как «Динлин-го» - «государство Динлин». Около 201 года до н. э. государство Динлин было разгромлено войсками гуннов.
Таштыкская культура (2 век до н.э. – 5 век н.э.) с практикой натуралистичных гипсовых масок, пазырыкская культура скифского круга с практикой татуированных мумий (6-3 вв. до н. э.).
Крепость Онло (гора Сундук, Ширинский р-н) Расположена в Июсской степи. Средневековый замок (у села Тутачикова Усть-Абаканского р-на, 35км. от г. Абакана). Крепость изготовлена из глиняного сырцового кирпича в дельте реки Уйбат, памятник 8-10 вв.
Средневековая крепость Чебаки. Памятник расположен на правоч берегу Черный Июс.
Оглахтинская крепость (Боградский р-н) Оглахтинская крепость расположена на левом берегу реки Енисей в 40 км ниже Абакана. Сооружение представляет собой крепостную каменную стену, сложенную в древности из плит девонского песчаника. Крепости Тарпиг, Сахотин, Хара-Таг.
литература:
Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири, Абакан, 1991;
Максименков, Г.А. Окуневская культура. Новосибирск, 1975;
Громов А.А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб., 1997.
Источник ➝
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий