Народные промыслы Дагестана: кубачинские златокузнецы
Республика Дагестан, что мы о
ней знаем? К сожалению, в прессе пишут только о межнациональных
конфликтах, и больше никакой информации.
Между тем, в горной республике есть на
что посмотреть, в разных высокогорных селах сохранились и продолжают
передаваться из поколения в поколение семейные секреты мастеров
гончарного дела, ковки по серебру, чеканки, позолоты, гравировки. Причём
в разных селах есть своя "специализация".
Тут даже ковры делают полностью вручную,
начиная от поиска растений для покраски и вплоть до ткания ковра! Не
говоря уже про красоту природы и невероятно душевный и гостеприимный
народ, для которого гость - священное понятие, и даже если в доме живут
бедные люди, на стол будет поставлено самое лучшее, что есть у хозяйки.
Сегодня мы отправимся в селение Кубачи, которое считается одним из самых
известных на Кавказе традиционных центров художественной обработки
серебра, резьбы по камню и дереву.
Добраться до Махачкалы, столицы
республики Дагестан, просто. Можно на самолёте - всего два с половиной
часа из Москвы - или на поезде, правда, придется потратить два дня на
дорогу и столько же ехать на автобусе. В село Кубачи можно отправиться
сразу же из Махачкалы, или, если есть время, завернуть в древний город
Дербент, где можно потратить несколько часов на прогулку по старой
крепости. От Дербента до села всего-то 60-70 километров, но дорога идет
по горам и в общей сложности занимает часа два. По горному серпантину не
так просто ехать!
В селе нет ни гостиниц, ни гостевых
домов, да и зачем, туристов тут практически не бывает, по крайней мере,
об этом никто не говорит. Приходится договариваться о ночлеге с кем-то
из местных жителей, но это не проблема. Тут никогда никому не откажут в
ночлеге. Мало того, посадят на самое почетное место и угостят всем, что
только смогут найти в доме. Причем, прогуливаясь по деревне, можно часто
услышать приглашение на чай, и если вы зашли в гости, то только одним
чаем не обойдется. Отказ от угощения и трапезы может даже обидеть
хозяев, которые стараются угодить гостю.
Село имеет богатую историю, ещё в IV
веке оно упоминается в персидских летописях под именем Зерихгеран
(кольчужники), что в переводе с тюркского соответствует имени Кубачи. В
селе издревле работали оружейные мастера, они ковали кольчуги, мечи,
сабли. Зачастую оружие украшалось вязью, серебром или золотом, что
придавало ему красоту и дополнительную ценность. Ходят легенды, что шлем
Александра Македонского делали именно кубачинцы, или вот, например,
набор холодного оружия, подаренный Александром III королеве Виктории.
В советские времена изделия кубачинцев
часто дарили сильным мира сего в качестве дорогих подарков, например,
сейчас в сельском музее хранится ваза (резьба по кости, серебро,
позолота), которая была подарена Сталину. После того, как его культ был
развенчан, ваза чудом вернулась в село, где была изготовлена. Реалии
сегодняшнего дня, конечно же, наложили отпечаток на производство. Теперь
тут не делают кольчуги, и если делают меч, то он, конечно же, уже не
боевой.
В основном сегодня производят шикарные
сервизы, коньячные наборы, очень много женских ювелирных украшений.
Интересно, что параллельно с государственным предприятием в селе
работает много частных мастеров. И именно за этим стоит сюда приехать,
чтобы посмотреть вживую, как из стружек и кусков серебра рождается
изысканная серебряная посуда или же тонкий женский браслет, украшенный
позолотой и перегородчатой эмалью. Причем весь процесс можно наблюдать
от и до.
Поскольку село небольшое, конечно же,
все друг друга знают. И очень скоро вырисовывается довольно полная
картина, кто из мастеров сейчас в селе, и какая у них специализация.
Есть мастера, которые могут выполнять всю работу, но их немного. Чаще
человек специализируется на каком-то отдельном виде работ. Например,
надо переплавить серебро и отлить из него пластины для дальнейшей
обработки.
Такую работу в селе могут сделать всего
несколько человек, и остальные мастера идут к ним. Потом из отлитого
куска серебра надо изготовить (раскатать) тонкую серебряную пластину,
которая станет основой тарелок, кубков, рюмок. Тут тоже требуется
специальный станок, и надо идти к следующему мастеру.
А дальше начинается настоящая
филигранная работа. Из пластины вырезается заготовка, которая может
стать или рюмкой, или чайником, или даже самоваром.
Удивляет, с какой скоростью работают
мастера. На изготовление рюмки у настоящего мастера уходит не больше
10-12 минут. Правда, после того как будет сделана сама рюмка, надо ещё
сделать ножку, припаять ее и обработать поверхность, придав изделию
блеск и красоту.
Если на изделие требуется нанести узор,
чеканку или чернение, тут, конечно же, объем работы возрастает в разы.
Но и ценность и красота такого изделия становятся неизмеримо выше.
Интересно, что многие дети еще с дошкольных лет начинают помогать своим
отцам и старшим братьям. Сперва они выполняют самую простую работу,
постепенно постигая азы и секреты мастерства, и уже в 20 лет могут
изготавливать настоящие произведения искусства!
Слава Кубачинского комбината
художественных изделий когда-то гремела на всю страну и даже за ее
пределами. И сегодня здесь работают мастера, но не в тех масштабах, как
это было раньше. Зато есть уникальная коллекция лучших образцов
продукции прошлых лет - на это стоит посмотреть.
Что-то было в серийном производстве, а
что-то делали на заказ всего в нескольких экземплярах. Можно только
удивляться и поражаться умению людей работать с серебром и деревом.
Село Кубачи интересно не только своими
мастерами. Рядом с ним находится уникальный исторический памятник
Кала-корейш. В средние века Кала-Корейш являлся политическим и
культурным центром и очагом распространения ислама на Северном Кавказе. В
те времена это была хорошо укрепленная крепость. Постепенно влияние
этого центра угасало, и сегодня это место напоминает село-призрак.
Говорят, если сюда подняться, то это приравнивается к совершению малого
хаджа.
Находится Кала-корейш километрах в
пяти-шести от села, туда ведет хорошо различимая тропа. Сперва путника
ожидает довольно долгий спуск, местами открываются виды на соседние
склоны гор, покрытые зеленью. Затем короткий и несложный подъём, и минут
через 10, пройдя мимо развалин жилых домов, вы попадаете в святое для
многих мусульман место.
На самом верху есть дом, в котором живёт
смотритель. В этом доме можно остановиться на несколько часов, а если
есть желание, то и переночевать. Но с водой тут очень непросто, надо
будет захватить несколько бутылок с собой. Зато как здорово посидеть на
скамейке вечером, в лучах угасающего солнца и послушать пение птиц.
Тени от веток и травы перемещаются по
узорам надгробных плит, украшенных вязью древнего орнамента, и кажется,
что время тут остановилось. Сюда приезжают семьями, с друзьями и в
одиночку. Тут можно побыть наедине с собой, насладиться первозданной
природой и просто отдохнуть, чтобы набраться сил для дальнейшего
путешествия по Дагестану.
Комментариев нет:
Отправить комментарий