суббота, 9 апреля 2016 г.

Путешествуем по Южному Уралу: гора Иремель и озеро Зюраткуль!

Южный Урал: Иремель и Зюраткуль

ИРЕМЕЛЬ

Иремель - это священная гора высотой 1582 м. на Южном Урале. Рядом стоит его младший брат, высотой 1450 м. Гора древняя и окутана множеством легенд, теорий и загадок. Кто-то считает, что именно здесь вся положительная энергия Земли уходит в космос. Кто-то заявляет о местном НЛО. Кто-то и вовсе пытается найти здесь сокровища былого населения Чуди.

Название Иремель в буквальном смысле означает “место, дающее силу”. Пожалуй поэтому сложность подъёма до его вершины оправдывает себя. Гора суровая и пускает к себе далеко не каждого, хотя маршрут популярен у туристов. И лучше бы с ней не спорить. Подскользнётесь в дождь на курумнике, заблудитесь в тумане или замёрзнете от мороза, - сами же рады не будете.

Подъём на плато горы в туман или когда вершина покрыта облаками опасен тем, что можно получить серьезные травмы или легко сбиться с пути при спуске, не найдя тропу назад. И уйти в леса или долины, откуда будет не просто найти выход. Путь от подножия до вершины Иремель представляет собой курумник, который состоит из каменных россыпей. Подниматься по такой поверхности довольно не просто, поэтому стоит взять с собой сменные кроссовки, в резиновых сапогах можно запросто подскользнуться или, того хуже, упасть.

Южный Урал: Иремель и Зюраткуль

На Иремель мы отправились пешком из ближайшей деревушки Тюлюк. От края деревни до Кордона порядка 7 километров, а оттуда еще 7 до вершины горы. На Кордоне вы платите за вход на территорию заповедника и оставляете свои личные данные. Дорога не самая простая, потому стоит запастись резиновыми сапогами, тёплой одеждой с шапкой и перчатками, едой, терпением и силами.

Местные говорят, что практически все тёплое время года здесь лужи и грязь. Нормальной сухой дороги практически не бывает. Это ведь Урал. Разве что только зимой снег более-менее все выравнивает и можно пройти на лыжах. За день до нашего приезда (!август) на горе лежал снег. В первый день с подъёмом мы решили повременить в силу желания отдохнуть после долгой дороги. К тому же все хребты и горы были затянуты тучами с моросящим дождем. К нашей удаче, на следующий день погода была прекрасной, временами солнечной. А вершина Иремель встретила нас ещё и большой радугой, вид на которую открывался с плато)))

В деревне многие удивлялись тому, что две девушки решили пойти на гору в одиночку. Вечером того же дня мы случайно познакомились с чудесной местной бабушкой, которая искренне за нас перепугалась и решила найти нам спутников в дорогу. Так что не без её заботы, мы выдвинулись на Иремель в компании двух мужчин. Также нашим неожиданным спутником в дороге стала очаровательная местная лайка, которая преодолела с нами весь путь и поднялась на вершину горы.

Вышли мы в 9 утра, а домой вернулись лишь в пол 11 вечера. И всё это время мы шли, шли, шли, шли.. В общей сложности порядка 30 километров, напрочь убившие ноги. Но, Уральская природа очаровывает своей красотой и разнообразием, так что в дороге вы точно не соскучитесь.

Когда, стоя у подножия, я увидела гору - я была в тихом ужасе. От одного вида этого курумника у меня в голове всплыли все истории о людях, что погибали здесь. Местные рассказывали о тех кого давило камнями, кто падал или замерзал, а кто просто сворачивал не туда и днями бродил по долине или лесам. В общем, вертолёты МЧС здесь не редкость. За 2 часа тяжелого подъёма к вершине Иремель, я не раз осознавала, что могу просто не дойти. Плиты курумника тряслись и могли съехать под моими ногами в любой момент. Но, к удивлению, эта мысль меня же и успокаивала. Просто принимаешь свою беззащитность как должное, полагаясь на собственные рефлексы, на настроение горы и на волю судьбы, спокойно продолжая путь дальше. Но, стоит попасть на вершину, как тут же понимаешь, что эта дорога тысячи раз стоит той красоты, безмолвия и свободы, что открывается перед глазами с высоты.

Стоя на вершине и наслаждаясь великолепнейшими видами, не забудьте поднести духам подношение, загадать желание и прокричать, что есть сил: “И-ре-ме-е-е-ель!”))

ЗЮРАТКУЛЬ

На третий день мы отправились на горное озеро Зюраткуль, что находится недалеко от Тюлюка. Озеро располагается на высоте 724 м. над уровнем моря. Оно окружено огромным количеством восхитительных горных хребтов, таких как Нургуш. Если вам повезет с погодой и найдутся силы, обязательно посетите и их.

Дожди и туман не позволили нам пройтись до гор. И нам оставалось только наслаждаться природой и атмосферой этого живописного места, которое очаровывает своей тишиной, спокойствием и уютом. Зюраткуль идеален для того, чтобы отдохнуть от городской суеты и снова почувствовать себя человеком, полным сил и энергии.

Совем недалеко от озера, на территории того же заповедника, есть мараловодческое хозяйство, где на территории 16 Га можно пообщаться с горными оленями, завезёнными с Алтая. Всех горных оленей Урала давно истребили, но местные пытаются возродить этих прекрасных животных. И не сказала бы, что им в этом помогают. К сожалению, многие привезенные особи были убиты браконьерами, и власти региона закрывают на эти проблемы глаза.
Мы узнали, что частная территория хозяйства по непонятным причинам входит в допустимую регионом зону для охоты. А все попытки диалога с местными властями заканчиваются ничем.

Что касается оленей, то они оказались очень крутыми ребятами. Каждый со своим характером и нравом. Можно спокойно их кормить с рук, гладить и даже дразнить (но в меру, естественно). Рогами по макушке нам тоже прилетело. А мою подругу один из оленей решил весело подколоть и, когда она сидя фотографировала другого оленя, подошёл к ней со спины и легонько боданул ее, отчего она упала в небольшую яму)))

А еще на территории хозяйства есть милые дикие кролики, бегающие где им вздумается, а также лошади и кабаны.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Сама я прилетела из Петербурга в Пермь, где подхватила свою подругу и мы поехали на машине в Тюлюк. Получилось порядка 500 км. и четыре области. Вперёд ехали 8 часов в ночь. Дорога довольно хорошая, разве что только уже на территории заповедников порядочно хуже. Ближайшие крупные города рядом с заповедниками: Челябинск, Уфа и Екатеринбург.

Кстати, забавный факт: Тюлюк стоит на территории Челябинска, а Иремель уже Башкоторстана)))

Что касательно дороги на Зюраткуль, то лучше добираться через поровот недалеко от Сатки. До Кордона заповедника дорога прекрасная. Когда мы выехали из Тюлюка навигатор дважды вёл нас суровыми путями, где проехать сможет только какой-нить УАЗ-ик. На все эти плутания мы потратили довольно много времени, да ещё и чуть не сели на пузо. В конце концов, вернулись на трассу М5 и от неё нашли поровот на заповедник.

ПЕЧАЛИ РУССКОГО ТУРИЗМА

Отсуствие дорог - это ещё не самое худшее. Мы сразу решили не брать с собой палатки и жить в деревнях, потому как просто не видели смысла спать в такую холодную и сырую погоду на земле, когда рядом есть дома. И в Тюлюке и в Зюраткуле стоимость на жильё ничуть не уступает гостиницам в центре Питера. К примеру, комната на двоих 2000 - 3500 руб./сутки. В итоге, в Тюлюке мы сняли койко-место в 4-х местном номере по 630 руб./чел. Ладно хоть туалет и умывальник были в доме, но вот банька за 800 руб./час нас порядочно насмешила.

Стоимость питания ничуть не лучше. Как вам завтрак из каши и не очень вкусной булки за 170 руб.? Или ужин за 250-300? Напомню: это глубинка в уральских горах, за сотни километров от крупных городов, куда даже нет нормальной дороги.

Ну и самое веселое на последок: УАЗ-ик от Тюлюка до Кордона туда-обратно 3500 руб. (да-да это всего 7 километров). Ну и плюс гид на Иремель за 2500 руб.. Отличная мотивация на долгую, спокойную прогулку на гору, без гида за спиной, “подпинывающего” оступающих.

И НА ПОСЛЕДОК

Говорят, что то или иное место зовет нас тогда, когда для нас наступает время его посетить. Поэтому если однажды в вашей голове внезапно всплывет какая-то странная гора с названием Иремель, - не раздумывая едьте. Реальность всегда лучше красивых фотографий из интернета. :-)
ИСТОЧНИК:
Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!