Камчатка - край, где земля проявляет свой буйный нрав. Там извергаются вулканы, из-под земли бьют гейзеры, а кое-где выходят потоки ядовитых газов. В Долине смерти у вулкана Кихпиныч медведи погибают за считанные минуты, отравившись цианистым водородом.
Но то, что скрывается в озере Большой Калыгирь, не имеет никакого отношения к силам природы.
Ослепляющий свет
В мае 1938 года геолог Игорь Соловьев работал на Камчатке, изучая действующие вулканы. Один из маршрутов вывел Игоря и его напарника Николая Мельникова к берегу озера. Тогда оно было отмечено на карте под другим названием - Большой Колигер.
Озеро Большой Калагирь на фото со спутника
Никаких троп, даже протоптанных животными, геологи не нашли. Звери по какой-то причине обходили озеро стороной, хотя в воде плескалась крупная рыба. Пришлось людям идти вдоль берега по пояс в воде, минуя свисающие верхушки ольховника. Погода стояла солнечная. Вода прогрелась, доставляя минимум неприятностей.
- Я увидел скалу, возле которой ольха не росла, - вспоминал Соловьев. - В ней была пещера. Подумав, что там можно будет обсушиться и отдохнуть, я согнулся и вошел в нее. Подняв голову, увидел, что пещера залита водой. В глубине виднелся каменистый черный островок, посередине которого разливалось яркое бело-голубое сияние. Около двух минут я смотрел, а когда услышал позади шаги Мельникова и оглянулся, то погрузился во тьму. Я понял, что ослеп. Упав в воду, истошно закричал: «Николай! Помоги! Ничего не вижу!» Мельников, подхватив меня под руки, поволок к выходу. Более километра, по пояс в воде, он нес меня на плечах.
Несчастный геолог 10 часов лежал на берегу, прежде чем перед глазами начали мелькать какие-то прыгающие белые, зеленые и желтые пятна. Еще через час зрение стало понемногу возвращаться. Николай тоже видел сияние, но недолго, буквально пару секунд. Это спасло его от временной слепоты.
Погибший отряд
В 1976 году Соловьев решил написать про случай с ослепляющим светом в журнал «Техника - молодежи». Письмо было опубликовано и вызывало поток откликов от бывших камчатцев.
Оказалось, что на берегу озера стоял рыбачий поселок Калыгирь, построенный на месте ительменского поселения Кыннат. Задолго до войны его бросили.
Местные жители знали о пещере и боялись к ней приближаться. В начале 1920-х там появился небольшой конный отряд из остатков разгромленной армии Колчака. Белогвардейцы услышали рассказы о пещере и решили, что там спрятаны сокровища, а зловещие слухи распустили ительмены, чтобы отвадить желающих прибрать золото к рукам.
Про отряд, который отправился на поиски, несколько дней ничего не было слышно. Потом в поселке появился один из белогвардейцев, оборванный и исхудавший. Солдат был явно не в себе. Он что-то бормотал про «огонь, в котором сгорели товарищи».
Лицо и руки несчастного покрывали волдыри. Его пытались вылечить, но через несколько дней солдат скончался в страшных мучениях. Довольно легкие ожоги не могли стать причиной смерти, белогвардейца погубило что-то другое.
Экспедиция «Калыгирь-80»
Первую экспедицию на озеро организовало в 1980 году Дальневосточное отделение Русского географического общества. Ее руководитель, Валерий Двужильный, отыскал Соловьева и пригласил принять участие в экспедиции. От поездки Соловьев отказался - географы не смогли решить вопрос с вертолетом, а поход по пояс в воде был не для человека его возраста.
Экспедиция в составе пяти человек отправилась на теплоходе «Советский Союз» и 3 августа прибыла в Петропавловск-Камчатский. Только там выяснилось, что постоянного сообщения с районом Калыгиря нет. Пограничники отправили ее участников на попутном судне «Синягин».
Когда «Синягин» уже проходил мимо бухты Калыгирь, капитан заявил, что никого не будет высаживать. Мол, глубины здесь слишком мелкие. Только после долгих споров и напоминания про приказ начальства капитан спустил катер.
Его беспокойство оправдалось: возле берега катер напоролся на скалу и пробил днище. Географам пришлось прыгать в воду. К счастью, на берегу стоял рыбацкий домик с печкой, отмеченный на карте.
Первый день ученые провели в избушке, приготовили еду и проверили снаряжение. На следующий день, 7 августа, вышли на маршрут по правому берегу озера. Соловьев знал, о чем говорил: берег так зарос ольхой, что идти можно было только по колено в воде. Люди тащили на веревке резиновую лодку, нагруженную палаткой, спальниками и продуктами. Валерий то и дело включал дозиметр, но он показывал обычный радиационный фон.
Вскоре все поняли, что никаких пещер естественного происхождения тут быть не может, кроме проточенных волнами маленьких гротов. Если пещера существует, значит ее кто-то вырубил.
Подводный объект
По всему берегу валялось множество дохлых рыб с бельмами, на глазах и вздутиями на спинах. Живые рыбы едва трепыхались в воде, таращась слепыми глазами. Чайки не пытались склевать легкую добычу, держась подальше от воды.
Что же произошло? Это не мог быть выброс ядовитых газов: горбуша, кета и нерка спокойно шли через озеро на нерест. Дозиметр показывал всего 25-30 микрорентген в час. Рыбу истребил какой-то мощный кратковременный выплеск энергии, временно превратив озерную чашу в смертельную западню.
- Близился вечер, а мы прошли всего полтора километра, - вспоминал Двужильный. - Идти дальше в темноте не имело смысла. Поставили палатку, приготовили спальники и начали готовить ужин. Поев, сели у костра, сушили одежду и делились впечатлениями от прожитого дня.
В 10 часов вечера на противоположном берегу раздался сильный гул и грохот. Он шел со дна, а не с поверхности. Вспыхнуло голубое свечение и раздался сильный всплеск, похожий на всплытие огромного тела из-под воды. Через некоторое время на наш берег налетели восемь огромных волн. Лодка несколько раз подпрыгнула на волнах.
Стало ясно: из-под воды выскочило что-то огромное, но что именно? Меня поразил чудовищной силы необъяснимый страх. Хотелось броситься на гору, бежать вверх. Страх был необъяснимый, животный. С огромным усилием мы удержались на месте и не бросились кто куда. После того как тело выскочило со дна озера и исчезло, страх быстро прошел.
Потом над водой соседнего берега вспыхнула желтая точка. Через 2-3 секунды над ней появилась большая голубая полусфера радиусом около 30-50 метров, поднявшись выше крон деревьев. Так повторялось несколько раз с интервалом в пять минут.
Сначала желтая точка, затем голубая полусфера. Точки были не очень яркими. Зато полусфера казалась яркой и плотной. Сквозь нее не просматривался берег. Под рукой были фотоаппараты, но никто не догадался сделать снимок. Потом люди оправдывались, что черно-белая советская пленка все равно не могла запечатлеть невиданное зрелище.
Подводная база НЛО?
Там, где возникала полусфера, днем видели больше всего дохлой рыбы. Возможно, между ослепшей колюшкой и вылетом тела была некая связь. В озере глубиной 90 метров можно спрятать все что угодно.
- Мы осмотрели место, где приблизительно вылетел объект из-под воды, но ничего интересного не увидели, - поведал Валерий Викторович. - Кончались третьи сутки обхода озера, а результаты нулевые. Западный залив озера мы тщательно просмотрели в бинокль. Там крутые склоны гор и никаких признаков пещеры. Нас сильно измотали бесконечные переходы, к концу подходили продукты. Времени оставалось мало. Нас должен был взять на борт рыболовецкий сейнер.
Сейнера ученые не дождались. Географам пришлось трое суток идти по тайге до мыса Жупанова, куда регулярно заходили рыбаки.
Экспедицию «Калыгирь-81» исследователи подготовили гораздо тщательнее. В распоряжении ученых были надувной плот с двигателем, акваланги, портативный компрессор для заправки баллонов и целая бочка бензина.
За несколько дней группа обошла на плоту с мотором весь периметр озера, особенно тщательно осмотрев южный залив, но пещеру не обнаружила. Возможно, она скрылась под водой после мощного землетрясения. Экспедиция на всякий случай изучила соседние озера - Малый Калыгирь, Большую и Малую Медвежку, но и там не нашла даже намеков на вход.
Если пещера действительно ушла под воду, ясность может внести эхолокация дна и берега. Эхолот не только найдет вход под водой, но и проверит, нет ли в глубине озера странных сооружений.
Участникам следующей экспедиции потребуются тяжелые скафандры без лицевых стекол. То, что происходит снаружи, должно подаваться к глазам лишь через видеокамеры с защитными фильтрами, чтобы уберечь зрение водолазов от ослепляющего света, а тела - от губительного «пламени». Снаряжение обойдется недешево, но результат исследований может оправдать любые усилия.
Михаил ГЕРШТЕЙН
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий