суббота, 17 октября 2015 г.

Гигантские реликтовые змеи ещё недавно жили на Урале?


ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ ИЛИ ТАЙНА МАНСИЙСКОЙ АНАКОНДЫ

http://paranormal-news.ru/_nw/109/36247421.jpg


На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские именовали полозом, а марийцы — шем кишке
Это животное было осторожно, порой агрессивно по отношению к людям, обладало чертами, которые могут показаться нам, представителям современного общества, лишь порождением больного воображения. Между тем животное существовало. А может, существует и по сей день?
Собирая информацию о культуре марийцев Свердловской области, мне довелось услышать историю об интересном животном — шем кишке, «черной змее». Ее рассказал Геннадий Петров из деревни Артемейково Ачитского района.
Эта змея, как явствует из названия, черного цвета. Длина шем кишке примерно два метра, толщина намного больше, чем у обычной змеи. Живет она в лесу, около водоемов — рек и озер. Ночует на дереве, после чего на нем находят следы от отростков на теле змеи, которые помогают ей фиксировать свое положение в столь необычном месте. 
Великий Полоз или тайна мансийской анаконды (начало)
Такое местонахождение объясняется стремлением шем кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что может съесть свою родительницу. Кстати, у змей поедать себе подобных — не редкость. Например, у анаконд.


Встреча с шем кишке в лесу — к беде. Тем более что змея имеет обыкновение нападать и убивать. Зато найти сброшенную шем кишке кожу в виде чулка — к добру.
В сказках марийцев есть истории об «огромной, толстой, как бревно», змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей змей и иногда помогает человеку. Все это интересно, но только с точки зрения фольклора, народной фантазии.
Однако у исследователя манси Валерия Чернецова есть описание подобной змеи, которое он сделал в тридцатые годы XX века со слов охотников-манси. Называют ее охотники ялпин уй, «священный зверь», и напоминает она, по их мнению, ящерицу. Длина ее до 7—8 саженей (до 16 метров), толщиной в руку, красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. 
Живет в воде и близ нее, спит не на земле, а только на дереве. После ее ночевок на нем остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капание воды. «Неч, неч». Живет на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Руссуя и Ниль-танг-пауля.
Подобных рептилий было в то время так много, что погибшие змеи хранились у охотников в Нильтанг-пауле в бочках. Тем не менее манси считали, что ялпин уй не умирает, а превращается в камень аммонит.
По сообщениям других исследователей восьмидесятых годов прошлого века, в озере Тур-ват живет существо метров 6 длины. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит как серебро». Тур-ват — священное озеро местных манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын нер. В июне вогулы обычно проводили там свои языческие богослужения. Просили священное животное оберегать их землю.
Исследователи религии манси И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын-тур (Ханты-Мансийский автономный округ) в середине сороковых годов прошлого (XX) века манси (вогулы) видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки. И опять прослеживается тесная связь священного животного со священными местами.
В двухстах километрах от Ивделя по реке Лусум (Лозьва) живут манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день, в тех местах манси поклоняются Хул-хуринг-ойке Старику, подобному рыбе, хозяину местных людей, рыбы, зверя.
В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне город Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогул на севере Верхотурского уезда» писал:
«По рекам есть у них (манси) такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе».
Не потому ли манси не задевали шестом дно, что опасались грозного ялпын уя, а плавание в местах его обитания было чревато для человека гибелью?
В конце своих заметок Шешин упоминает о зубе мамонта и «окаменелости змеи», которые хранятся у него. Что это за змея, автор не уточняет. Если названные останки принадлежат ялпып ую, можно предположить, что подобная змея жила на мансийском Урале с давних времен.
О существовании в наши дни ялпын уя некоторые опытные манси-охотники не сомневаются.
К примеру, у еще одного народа лесной цивилизации — нанайцев есть предания о дябдяне, существе, похожем на удава. Хотя не исключено, что это полоз Шренка (Elalhe schrenckii), названный так по имени исследователя Амурского края Леопольда Шренка. Другое название этой змеи, крупного представителя фауны России — амурский полоз. Продолжатель дела Шренка Владимир Арсеньев дважды упоминает в своих работах о встречи с таким полозом. В том числе указывает длину (1,9 м) и толщину (6 см) убитой змеи. Правда, современные зоологи утверждают, что амурский полоз не превышает в длину 1,7 метра. Но тем не менее факт остается фактом.
Русскому населению Зауралья тоже известна огромная змея, которую они называли полозом. И об этом сохранились архивные материалы.
О чем сообщают архивы
В архиве Свердловской области автору этой статьи попали в руки интересные краеведческие документы. Один из них — доклад К. Ошуркова Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ) от 19 февраля 1927 года, из которого стоит привести некоторые выдержки: 
«Еще в бытность мою в екатеринбургской гимназии мы, маленькие гимназисты, всегда с вниманием слушали рассказы о прошлом и настоящем Урала, нашего уважаемого учителя Онисима Егоровича Клера (председатель УОЛЕ), рассказавшего также о существовании в уральских лесах больших змей, которых местное население зовет «полозами» и в наличии которых он, Клер, не сомневается, т.к. совместно с известным зоологом Сабанеевым (Сабанеев Л. П., исследователь животного мира Среднего Урала) получил о том подтверждающие данные.
В 60-х или 70-х годах некто Лебединский (горный инженер Л.А. Лебединский. — Прим. С. С.), проезжая на тройке, где-то на Северном Урале увидел пересекающую дорогу огромную змею. Тройка остановилась и стала пятиться. Лебединский вернулся в соседнюю вогульскую деревню и просил вогулов совместно с ним начать преследование змеи. Вогулы отказались: по-видимому, у них змея считалась священной.
После долгих расспросов Лебединскому, однако, удалось выяснить местонахождение змеи, и он ее убил, выстрелив дробью в голову. Экземпляр оказался до 8 сажен (16 м.) длины и толщиной с доброе 4-х вершковое (17,8 см. — Прим. С.С.) бревно. Шкура этого полоза будто бы Лебединским была отправлена в Англию».
Приблизительно в 90-х годах Клеру было донесено, что в юго-восточном районе Екатеринбургского уезда появился огромный полоз. Клер выехал по адресу, и оказалось, что змею видели две женщины. Причем одна из них, будучи беременной, во время бегства напоролась в лесу на сук и вскоре умерла от преждевременного выкидыша. В район местонахождения змеи выехали из города охотники. 
Великий Полоз или тайна мансийской анаконды (начало)
Змею не нашли и отправились обратно, расположились станом около деревни Бобровка в 28 км от города. И вот во время мирных охотничьих разговоров и завтрака раздалось свистящее шипение, и охотники увидели приподнятую над сосенками с краю елани (урал. диалект.: поляна в лесу) белую голову полоза, который, по-видимому, сам решил познакомиться с охотниками.

Злые языки говорили, что от неожиданного появления уральского удава один из охотников залез от страха под телегу, другой, помня, что змеи не любят лошадиного пота, надел на себя хомут, а третий хотя и остался на месте, но его настроение было сильно испорчено случившейся с ним медвежьей болезнью.
Полоз от стана ушел, оставив характерный для большой змеи след на смятой траве и хвое от брюшных чешуек.
Я неоднократно слышал от местных крестьян о следе, оставленном проходившим полозом. Такой след видел по росе на пашне рано утром крестьянин Белоярской волости деревни Боярки Матвей Боярских. След зигзагообразно спускался с пашен в реку Пышму.
В любой уральской деревушке можно получить кое-какие сведения о «полозе» и «полозках». Существует мнение, что встреча с полозом опасна для человека. Полоз, как и шем-кишке, стремительно бросается на человека и бьет, как говорят, «хоботом»: очевидно, хвостом.
Молодой телеграфист почтовой станции Бычков рассказал мне слышанную им историю о гибели рабочего от полоза.
«Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы, находящиеся в глухом месте в горах Урала Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то и гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился свернутый колесом ком, скоро догнавший бегущего — тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста полоза, то ли просто от разрыва сердца».
Между прочим, от полоза, по словам местных жителей, возможно спастись, меняя при беге направление.
Крестьяне деревни Мартяновой бывшего Кунгурского уезда и двух верстах от деревни, недалеко от дороги, в течение нескольких лет видели небольшого «полозка» толщиною в оглоблю. Он никого не трогал и жил около ямы. После крестьяне завалили яму хворостом и зажгли. Больше «полозка» уже никто не видел.
Среди уральцев существует поверье, что следует остерегаться убивать полоза, так как другой полоз найдет и умертвит убийцу!
Интересный случай наблюдения за полозом сообщил мне уже упомянутый телеграфист Бычков. Его дядя однажды случайно увидел, как «полоз» проглотил рябчика. По его словам, рябчик сам подлетел к лежащему с поднятой головой полозу. Это случай гипноза птицы, что характерно для змей.
Быть может, недалек тот день, когда в распоряжение специалистов будет предоставлен для изучения пока еще оспариваемый coluber trabalis (в переводе с лат. «огромная, бревноподобная змея»), как назвал уральского удава посетивший эти места знаменитый ученый Паллас. 
В одной уральской степной деревне Палласом была найдена висящая в избе у крестьянина шкура или выползок огромного экземпляра змеи. Владелец шкуры, несмотря на просьбу Палласа, ее ему не продал. Ошурков также пишет о том, что в 1925 году рабочие Нижнеисетского завода пытались поймать сетями большую змею, золотистого цвета, с большим пятном на лбу. Змея перепрыгнула через сеть и ушла.
Не менее интересно письмо тому же обществу помощника лесничего Каслинского лесничества Н.Ф. Кузнецова от 12 апреля 1927 года: 
«Рабочий Каслинского завода Свиридов Павел Иванович, 60 лет, занимаясь в Каслинской даче поисками полезных ископаемых, в конце августа месяца 1926 года в урочище Булдымское болото в ясный солнечный день заметил змею необыкновенных размеров, которая располагалась на каменистом холме.
Увидев за свою жизнь первый раз змею таких размеров, как рассказывает Свиридов, он от этой встречи пришел в ужас и поспешил поскорее покинуть это место. Величина этой змеи, как он говорит, по длине аршин 6 (четыре метра) и по толщине около головы вершка три (13,3 см.). По цвету же точно определить, серая она или черная, Свиридову не удалось.
Весной 1924 года, будучи с группой рабочих в числе 54 человек на тушении лесного пожара в районе озера Сунгуль в Каслинской даче, мы по ликвидации указанного пожара пришли на берег Сунгуля с целью после работы вымыться и увидели следующую картину: по самой средине озера плыло какое-то животное и над поверхностью воды была видна лишь его голова. При движении от него отходили бурные волны. Все рабочие пришли к заключению, что плывущее животное — не что иное, как полоз».
Далее автор письма сообщает, что находящиеся на озере рыбаки, завидя движущееся по озеру животное, поспешили причалить к берегам.
ПОДРОБНЕЕ С ВИДЕО:

четверг, 15 октября 2015 г.

Ученые разгадали тайну древнего "солнечного круга" в Архызе!


УЧЕНЫЕ РАЗГАДАЛИ ТАЙНУ ДРЕВНЕГО "СОЛНЕЧНОГО КРУГА" В АРХЫЗЕ

В предгорьях Кавказского хребта, на территории Нижне-Архызского городища, находится уникальный памятник археологии, так называемый солнечный круг. Это развалины одной из величайших в мире средневековых обсерваторий. Чтобы доказать это, ученому-историку Умару Эльканову потребовалось более 40 лет кропотливой работы с документами, археологических раскопок и астрономических наблюдений. Своими выводами он поделился с "Российской газетой".

Ученые разгадали тайну древнего "солнечного круга" в Архызе


Загон для скота или языческое святилище
Первыми каменный круг обнаружили примерно двести лет тому назад православные монахи из Александро-Невского Свято-Афонского Зеленчукского монастыря.
Однако с научной точки зрения остатки обсерватории впервые исследованы в середине ХХ века ученым Валерием Кузнецовым. Объект с внутренним диаметром 88,5 метра и толщиной стен 2,2 метра до начала раскопок визуально выглядел как круглый, оплывший земляной вал высотой примерно полметра. После закладки шурфов академик выдвинул гипотезу о том, что круг являлся огромным языческим святилищем аланского культа огня и солнца, так как центральная улица аланского городища Маас упиралась в солнечный круг и заканчивалась здесь. Более скептически настроенные ученые считали, что каменное сооружение правильной круглой формы не что иное, как загон для скота.
- Просто ученые не хотели верить, что населявшие эту местность аланы, сподвижники гуннов и вандалов, которые разрушили Рим, были высококультурным народом и вели астрономические наблюдения, - рассказывает, сидя в своем рабочем кабинете, заставленным археологическими находками, картами и книгами, кандидат исторических наук Умар Эльканов.
Дабы развенчать этот миф, ученому потребовались десятилетия кропотливого труда. К планомерным раскопкам он приступил еще в 1981 году. Исследования солнечного круга с перерывами продолжаются и по сей день.

Идентичен Стоунхенджу и Аркаиму
- В северной части солнечного круга найден большой камень с выбитыми на нем руническими знаками, а внутри раскопано много каменных стен, остатки которых не были частью жилых помещений. Интересен тот факт, что ни одна из стен не соединяется с другой методом переплета, они просто выложены по определенным линиям, - рассказывает Умар Эльканов.
Внутренняя поверхность круга, частично замощена плитами песчаника толщиной около десяти сантиметров. В трех случаях при раскопках зафиксированы большие зольные пятна - остатки кострищ, некогда горевших внутри постройки. В восточной и северной части, на его основной стене, обнаружены обработанные в форме карандаша камни длиной 70 сантиметров, а также три обработанные каменные плиты в виде диска диаметром 56 и толщиной 5 сантиметров.
- Также найдены фрагменты керамики, которые датируются Х - ХIII веками нашей эры, - говорит Эльканов. - А вот культурный слой внутри круга незначителен, что может свидетельствовать в пользу не бытового, а культового использования. Удалось также установить, что радиус идеального круга, выложенного из песчаника, составляет 44 метра, что очень близко к Аркаиму и Стоунхенджу - 43,2 метра. Ширина основания стены - более двух метров. Исходя из типа кладки и сравнения с другими постройками Средневековья, высота стен достигала не менее 12 метров. А это современный четырехэтажный дом.
Кроме того, обнаружены так называемые чашечные камни, т.е. камни, на которых выбиты чашеобразные углубления, образующие определенные фигуры и линии. Одно из них напоминает конфигурацию звезд созвездия Рыбы, а отдельная чашка внизу - звезду близлежащего на карте звездного неба созвездия Овен. То есть можно предположить, что по окружности солнечного круга были выложены знаки Зодиака.

Проверено Солнцем
Археологические изыскания проверены астрономическими вычислениями. Историкам и астрономам с помощью теодолита удалось установить, что в день зимнего солнцестояния (22 декабря) солнце вставало по строгой линии - на юге, а первого сентября - на востоке, когда по византийскому летоисчислению отмечалось начало нового года. Тогда же стало ясно и значение каменных "карандашей", которые служили визирами для астрономических наблюдений.
Тогда зачем солнечный круг был обнесен высокой каменной стеной?
Ответ на это вопрос тоже подсказали современные звездочеты. Так как средневековая обсерватория со всех сторон окружена горами, то астрономам Х века для наибольшей точности измерений требовалось поднять стены до уровня прицеливания по горизонту. Для наблюдения за Солнцем, Луной и другими звездами в верхней части стены проделаны специальные окошки, которые позволяли производить вычисления с точностью до минуты. А чашечные камни служили своеобразными дискетами, позволявшими ориентироваться на звездном небосклоне.
- В пользу той гипотезы, что здесь находилась самая древняя в Восточной Европе обсерватория, можно привести и такой довод, что тут находится сразу несколько современных обсерваторий и телескопов. Это Зеленчукский радиотелескоп, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, военный центр слежения за дальним и ближним космосом "Крона", - улыбаясь, говорит другой археолог Азамат Эльканов. - Объясняется это уникальными климатическими условиями: воздух здесь прозрачный, небо безоблачно, а звезды прекрасно видно.
Однако закончилось все для средневековых астрономов Карачаево-Черкесии все довольно печально. В XIV веке государство алан стер с лица Земли Тамерлан. В арабских трудах говорится, что после похода на Кавказ Железный Хромец пригнал в Среднюю Азию большое количество пленных ремесленников и ученых. Возможно, среди них было немало звездочетов из аланской обсерватории. Тем более что внук великого полководца Улугбек построил в Самарканде обсерваторию и составил каталог звездного неба. А в Архызе остались стоять заброшенные православные храмы.
Впрочем, древняя обсерватория открыла еще не все свои тайны. Умар Эльканов считает, что исследовано только около половины солнечного круга, и хочет найти главный измерительный инструмент средневековых астрономов - мраморный квадрант. Также еще нет объяснения зафиксированному учеными аномально высокой величине магнитного склонения, которое наблюдается в круге. Любопытно, что, будучи в центре круга, наши сотовые телефоны стали ловить сеть, но стоило выйти из древней обсерватории, как связь пропадала. Ведь кругом горы.

Справка "РГ"
В поселке Нижний Архыз в VII-ХIV веках находилась столица Алании город Маас, жители которого исповедовали христианство. В наши дни в Карачаево-Черкесии сохранилось пять христианских крестово-купольных храмов первой четверти Х века. Там же рядом находится лик Христа, самая древняя наскальная икона в России. В старину через земли Алании проходил маршрут Великого шелкового пути из Китая и Согдианы в Византийскую империю.
ИСТОЧНИК: